Из воспоминаний выпускницы ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г. Е.А. Гринштейн (Сасина)
… Заявление о поступлении в Горьковский медицинский институт им. С.М. Кирова мной было подано в июле 1941 года. В этой напряженной, тревожной обстановке надо было готовиться к вступительным экзаменам, одновременно участвуя в различных общественных мероприятиях по линии МПВО, райкома комсомола (подготовка к открытию в различных зданиях госпиталей, рытье укрытий для самозащиты по месту жительства и т.п.).
Первый вступительный экзамен — сочинение — писали в большой аудитории главного здания медицинского института на площади Минина под звуки учебной тревоги.
В августе былисданытриэкзамена, … когда остался один экзамен, последовало правительственное постановление о приеме в институт по конкурсу аттестатов. Я была зачислена на первый курс лечебно-профилактического факультета…
С первых дней сентября в расписание занятий первокурсников были внесены изменения. Уже с 12 сентября наш курс был направлен на уборку оставшейся на полях Горьковской области сельскохозяйственной продукции… В начале октября мы вернулись в город продолжать учебу в институте.
В середине октября осложнилась военная обстановка под Москвой. На всю жизнь остались в памяти 15—16 октября 1941 года, дни, когда шла массовая эвакуация москвичей. Машины разных типов заполнили все улицы и магистрали г. Горького. Они двигались в одном, восточном, направлении города в сторону Казанского шоссе.
Вскоре после этого события мы, первокурсники, в составе колонны, включавшей студентов медицинского института всех курсов, в том числе готовящихся к досрочному выпуску V и IV курсов, были направлены на строительство противотанковых рвов вокруг г. Горького: вначале в Борский район, село Завражное, расположенное в 30 км от города, а позднее — в Павловский.
Организационно студенты были распределены по сотням, во главе которых был командир — студент, отвечавший за работу, дисциплину и быт. Кураторами «сотен» были преподаватели. В этих работах непосредственное участие принимал директор института, профессор К.Г. Никулин. Студенты были заняты рытьем глубоких и широких противотанковых рвов определенного профиля. Руководили этими работами военные, среди них значительную роль играли взрывники, так как грунт уже основательно промерз: зима 1941—1942 гг. была очень холодной.
Трудности в работе усугублялись неоднократными налетами вражеских самолетов, которые разбрасывали листовки. Бомбежек не было. Оборонные работы были завершены в последние дни 1941 года. Перед самым новым 1942 годом все многочисленные участники трудового фронта начали возвращаться из разных районов, расположенных вокруг г. Горького. Настроение у всех было приподнятое: началось наступление Красной Армии под г. Москвой.
Мы вернулись в аудитории и лаборатории. Началась учеба. Единственные двухнедельные каникулы нам предоставили перед последним учебным семестром — в конце августа — начале сентября 1945 г., после Победы над немецко-фашистскими захватчиками,.
Занятия нередко прерывались из-за необходимости участия в разгрузке прибывших эшелонов с ранеными и их первичным устройством в госпиталях, сеть которых в нашем городе непрерывно увеличивалась. Открывались специализированные госпитали, и профессора, доценты, преподаватели нашего института как высококвалифицированные специалисты наряду с огромной учебной, лечебной работой являлись их консультантами, ведущими специалистами, зав. отделениями. Многие студенты также сочетали учебу с дежурствами и работой в госпиталях и других медицинских учреждениях.
Позже, к весне 1942 года, с открытием навигации появилась новая обязанность по разгрузке барж с топливом, недостаток которого ощущался нами повсюду все годы учебы — в аудиториях, помещениях для практических занятий, в библиотеке…
Несмотря на тяжелые условия быта и учебы у студентов нашего курса возникло патриотическое решение продлить учебный процесс за счет летних, так называемых «отпускных» месяцев — август, сентябрь 1944 года — с тем, чтобы ускорить окончание института, получить звание врача и принять непосредственное участие в рядах Советской Армии в битве с немецко-фашистскими захватчиками. Это, оформленное в письменном виде, решение было передано в администрацию и деканат института в январе 1944 года. Через некоторое время нами был получен отрицательный ответ. Отказ мотивировали необходимостью обязательного перерыва в учебном процессе с точки зрения гигиенических нормативов умственного труда, а также возможностью помочь фронту, заменив летние каникулы общественно-полезным трудом.
И в летнее время 1944 года (август—сентябрь) наш поток отправился в Курскую область на противоэпидемическую работу. Старшим колонны был студент Д.Л. Пиковский*. В Курском облздравотделе нас распределили по районам, и мы отправились в «свой» Сужданский район на «пятьсот веселом» поезде (№ 509) — открытых грузовых платформах. Везде были следы разрушений после немецко-фашистской оккупации и ожесточенных боев на Курско—Орловской дуге. В деревнях домов не было вовсе, люди жили в землянках…
Тяжелейшими последствиями оккупации были сыпной тиф и педикулез. Задачей нашей студенческой группы, усиленной одним медицинским работником, «сухожаровой» передвижной камерой и баней простейшей конструкции, было проведение «подворных» обходов землянок, выявление больных, очагов педикулеза и поголовная их обработка.
Работа начиналась с 6 часов утра, заканчивалась к вечеру. Мы целый день проводили на воздухе и были на «яблочной диете», которую нам «предписывали» хозяйки каждой землянки.
После двухмесячной работы мы, загорелые и получившие витаминный запас, начали 1944/45 учебный год.
Несмотря на все трудности, совмещение учебы и работы, дополнительные дежурства в госпиталях, студенты активно занимались в научных кружках, которые функционировали на кафедрах, многие участвовали в работе кафедр на общественных началах, постигая тайны врачебного мастерства.
… Мы окончили институт в феврале 1946 года, мартовский поток, соответственно, в июне, проучившись 9 семестров, получив дипломы врача установленного образца.
Мы, выпускники первого послевоенного года … разъехались по стране, в том числе в области, где после Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать все и в первую очередь систему здравоохранения.
1999 г.
Полностью воспоминания Е.А. Гринштейн (Сасиной) были впервые опубликованы в книге «За Родину! За Победу!» (Воспоминания сотрудников НГМА – ветеранов войны и тыла) /Под ред. В.А. Воронова: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2000. - С–31-34.
* Давид Львович Пиковский — фронтовик, выпускник ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г., профессор НГМА.
Первый вступительный экзамен — сочинение — писали в большой аудитории главного здания медицинского института на площади Минина под звуки учебной тревоги.
В августе былисданытриэкзамена, … когда остался один экзамен, последовало правительственное постановление о приеме в институт по конкурсу аттестатов. Я была зачислена на первый курс лечебно-профилактического факультета…
С первых дней сентября в расписание занятий первокурсников были внесены изменения. Уже с 12 сентября наш курс был направлен на уборку оставшейся на полях Горьковской области сельскохозяйственной продукции… В начале октября мы вернулись в город продолжать учебу в институте.
В середине октября осложнилась военная обстановка под Москвой. На всю жизнь остались в памяти 15—16 октября 1941 года, дни, когда шла массовая эвакуация москвичей. Машины разных типов заполнили все улицы и магистрали г. Горького. Они двигались в одном, восточном, направлении города в сторону Казанского шоссе.
Вскоре после этого события мы, первокурсники, в составе колонны, включавшей студентов медицинского института всех курсов, в том числе готовящихся к досрочному выпуску V и IV курсов, были направлены на строительство противотанковых рвов вокруг г. Горького: вначале в Борский район, село Завражное, расположенное в 30 км от города, а позднее — в Павловский.
Организационно студенты были распределены по сотням, во главе которых был командир — студент, отвечавший за работу, дисциплину и быт. Кураторами «сотен» были преподаватели. В этих работах непосредственное участие принимал директор института, профессор К.Г. Никулин. Студенты были заняты рытьем глубоких и широких противотанковых рвов определенного профиля. Руководили этими работами военные, среди них значительную роль играли взрывники, так как грунт уже основательно промерз: зима 1941—1942 гг. была очень холодной.
Трудности в работе усугублялись неоднократными налетами вражеских самолетов, которые разбрасывали листовки. Бомбежек не было. Оборонные работы были завершены в последние дни 1941 года. Перед самым новым 1942 годом все многочисленные участники трудового фронта начали возвращаться из разных районов, расположенных вокруг г. Горького. Настроение у всех было приподнятое: началось наступление Красной Армии под г. Москвой.
Мы вернулись в аудитории и лаборатории. Началась учеба. Единственные двухнедельные каникулы нам предоставили перед последним учебным семестром — в конце августа — начале сентября 1945 г., после Победы над немецко-фашистскими захватчиками,.
Занятия нередко прерывались из-за необходимости участия в разгрузке прибывших эшелонов с ранеными и их первичным устройством в госпиталях, сеть которых в нашем городе непрерывно увеличивалась. Открывались специализированные госпитали, и профессора, доценты, преподаватели нашего института как высококвалифицированные специалисты наряду с огромной учебной, лечебной работой являлись их консультантами, ведущими специалистами, зав. отделениями. Многие студенты также сочетали учебу с дежурствами и работой в госпиталях и других медицинских учреждениях.
Позже, к весне 1942 года, с открытием навигации появилась новая обязанность по разгрузке барж с топливом, недостаток которого ощущался нами повсюду все годы учебы — в аудиториях, помещениях для практических занятий, в библиотеке…
Несмотря на тяжелые условия быта и учебы у студентов нашего курса возникло патриотическое решение продлить учебный процесс за счет летних, так называемых «отпускных» месяцев — август, сентябрь 1944 года — с тем, чтобы ускорить окончание института, получить звание врача и принять непосредственное участие в рядах Советской Армии в битве с немецко-фашистскими захватчиками. Это, оформленное в письменном виде, решение было передано в администрацию и деканат института в январе 1944 года. Через некоторое время нами был получен отрицательный ответ. Отказ мотивировали необходимостью обязательного перерыва в учебном процессе с точки зрения гигиенических нормативов умственного труда, а также возможностью помочь фронту, заменив летние каникулы общественно-полезным трудом.
И в летнее время 1944 года (август—сентябрь) наш поток отправился в Курскую область на противоэпидемическую работу. Старшим колонны был студент Д.Л. Пиковский*. В Курском облздравотделе нас распределили по районам, и мы отправились в «свой» Сужданский район на «пятьсот веселом» поезде (№ 509) — открытых грузовых платформах. Везде были следы разрушений после немецко-фашистской оккупации и ожесточенных боев на Курско—Орловской дуге. В деревнях домов не было вовсе, люди жили в землянках…
Тяжелейшими последствиями оккупации были сыпной тиф и педикулез. Задачей нашей студенческой группы, усиленной одним медицинским работником, «сухожаровой» передвижной камерой и баней простейшей конструкции, было проведение «подворных» обходов землянок, выявление больных, очагов педикулеза и поголовная их обработка.
Работа начиналась с 6 часов утра, заканчивалась к вечеру. Мы целый день проводили на воздухе и были на «яблочной диете», которую нам «предписывали» хозяйки каждой землянки.
После двухмесячной работы мы, загорелые и получившие витаминный запас, начали 1944/45 учебный год.
Несмотря на все трудности, совмещение учебы и работы, дополнительные дежурства в госпиталях, студенты активно занимались в научных кружках, которые функционировали на кафедрах, многие участвовали в работе кафедр на общественных началах, постигая тайны врачебного мастерства.
… Мы окончили институт в феврале 1946 года, мартовский поток, соответственно, в июне, проучившись 9 семестров, получив дипломы врача установленного образца.
Мы, выпускники первого послевоенного года … разъехались по стране, в том числе в области, где после Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать все и в первую очередь систему здравоохранения.
1999 г.
Полностью воспоминания Е.А. Гринштейн (Сасиной) были впервые опубликованы в книге «За Родину! За Победу!» (Воспоминания сотрудников НГМА – ветеранов войны и тыла) /Под ред. В.А. Воронова: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2000. - С–31-34.
* Давид Львович Пиковский — фронтовик, выпускник ГМИ им. С.М. Кирова 1946 г., профессор НГМА.
Подписывайтесь на наши социальные сети
- 00
- :
- 00
ПИМУ
только что
Свежие новости университета
Будьте в курсе всех новостей.