Патологической анатомии
Контакты
Сотрудники
Руководитель кафедры
Орлинская Наталья Юрьевна
Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук
Место работы: Кафедра Патологической анатомии
Должность: Заведующий кафедрой
Электронная почта: orlinskaya_n@pimunn.net
Профессорско-преподавательский состав
-
Васильченко Елена Германовна
Старший лаборант
-
Юнусова Катерина Эдуардовна
доцент, кандидат медицинских наук
-
Сергеева Ирина Викторовна
Лаборант
-
Беляева Лариса Владимировна
Лаборант
-
Сумина Татьяна Владимировна
доцент, кандидат медицинских наук
-
Московченко Александра Олеговна
Ассистент
-
Гришин Артём Сергеевич
Врач-патологоанатом
Информация о кафедре
-
Методические материалы для лечебного и педиатрического факультетов
- РУКОВОДСТВО ОБЩИЙ КУРС 1 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ОБЩИЙ КУРС 2 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧАСТНЫЙ КУРС 1 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧАСТНЫЙ КУРС 2 ЧАСТЬ
- СИТУАЦИОННЫЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЧАСТНОМУ КУРСУ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ)
- СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МИКРО- И МАКРОПРЕПАРАТОВ
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ ПАТАНАТОМИИ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ)
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЧАСТНОМУ КУРСУ ПАТАНАТОМИИ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ)
-
Методические материалы для медико-профилактического факультета
- ЛОГИЧЕСКИЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЧАСТНОМУ КУРСУ ПАТАНАТОМИИ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ)
- РУКОВОДСТВО ОБЩИЙ КУРС 1 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ОБЩИЙ КУРС 2 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧАСТНЫЙ КУРС 1 ЧАСТЬ
- РУКОВОДСТВО ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЧАСТНЫЙ КУРС 2 ЧАСТЬ
- СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МИКРО- И МАКРОПРЕПАРАТОВ
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБЩЕМУ КУРСУ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ)
- ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ЧАСТНОМУ КУРСУ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ)
-
Методические материалы для стоматологического факультета
Дисциплина, включая секционно-биопсийный курс, преподается для студентов II, II, IV, VI курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов и студентов лечебного и стоматологического факультетов, обучающихся на английском языке (семестры IV, V, VI, VIII, XI, XII).
Общий объём лекционного курса составляет 330 часов, практических и лабораторных занятий – 5641 час. Экзамен – V, VI семестры.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:
1.1 Цель преподавания дисциплины.
Целью патологической анатомии в медицинских институтах является изучение структурных основ болезней и механизмов их развития (патогенез).
Курс включает изучение следующих вопросов:
- стереотипные общепатологические процессы, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
- морфология болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления, осложнений, исходов и отдалённых последствий заболеваний;
- изменения болезней, возникающие как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);
- патологоанатомическая служба и её задачи в системе здравоохранения и организационно-практические формы решения этих задач.
1.2. Задачи изучения дисциплины.
Необходимо сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней на всех этапах их развития, что позволит привить студентам навыки клинико-анатомического и физиологического мышления, синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.
Изучение патологической анатомии разделяется на 3 раздела:
- общая патологическая анатомия (раздел общей патологии), в которой излагаются стереотипные общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний;
- частная патологическая анатомия (раздел частной патологии), в которой изучается морфология и патогенез отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия);
- курс клинической анатомии (секционный курс) – предназначен для клинического осмысливания патологоанатомических вскрытий и показа деятельности врача – патологоанатома в лечебных учреждениях.
Практические занятия по той или иной теме проводятся после изложения этой темы на лекции и изучения соответствующего материала учебника. Студенты самостоятельно изучают макроскопические, гистологические и гистохимические препараты, а также электронограммы, описывают и зарисовывают их. Они принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель (2-3 вскрытия в семестр), знакомятся с техникой вскрытия, учатся распознавать патологические изменения, сопоставлять их с клиническими проявлениями болезни, составлять патологоанатомический диагноз и эпикриз.
В курсе клинической анатомии студенты изучают задачи патологоанатомической службы, методы и формы их осуществления. Они знакомятся с правилами формулировки диагноза, исходя из современной классификации болезней, травм и причин смерти – МКБ Х пересмотр 1995г. Особое внимание уделяется овладение методом клинико-анатомического анализа, для чего изучается структура клинического и патологоанатомического диагнозов, порядок их сличения, выявления диагностических ошибок и их причин. Студенты принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель.
Курс клинической анатомии знакомит студентов также с методами прижизненной морфологической диагностики по биопсиям. При изучении метода биопсийного исследования обращается внимание на его значение и широкие возможности, а также на роль клинических данных при исследовании биопсийного материала морфологом. Курс клинической анатомии предусматривает также участие студентов в работе клинико-анатомических конференций.
Подготовка будущих врачей педиатров по патологической анатомии проводится с учётом особенностей течения патологических процессов и болезней в детском возрасте, что учтено при изложении всех разделов программы. Большое внимание уделяется особенностям пренатальной и перинатальной патологии и её влиянию на последующие периоды жизни, детским инфекциям и своеобразию опухолей у детей. Для студентов педиатрических факультетов в программе предусмотрен раздел "Болезни детского возраста".
На медико-профилактическом факультете больше внимания уделяется профессиональным и инфекционным болезням, а также освещению вопросов профилактики и морфологии ранних доклинических проявлений болезни. Для студентов медико-профилактического факультета в программе предназначен раздел "Профессиональные болезни".
На каждом факультете курс патологической анатомии тесно увязывается с изучением вопросов краевой патологии в зависимости от района расположения медицинской академии.
1.3. О программе обучения студентов ФММО (обучение на английском языке) на кафедре патологической анатомии.
Программа по патологической анатомии составлена на английском языке аналогично программе образования русскоязычных студентов из расчета 168 часов, в том числе: лекции – 78 часов, 39 лекций. Практические занятия – 105 часов (11 занятий в I семестре и 10 занятий во втором из расчета 5 академических часов на 1 занятие).
Подготовлен курс лекций и практических занятий на английском языке.
Материальное обеспечение – лекции и практические занятия проходят в помещениях кафедры в соответствии с расписанием с использованием микроскопов, слайдов, таблиц, иллюстративного материала в виде макро- и микропрепаратов в учебных комнатах и музее, а также с использованием секционного и операционного материала, запланирована работа в секционном зале.
Методическое обеспечение – изданы методические пособия для практических занятий на английском языке по 1 и 2 семестрам.
Контроль знаний – подготовлены тесты первого и второго уровня, а также ситуационные задачи.
Экзамен состоит из тестового контроля и устный экзамен, включающий теоретический вопрос, описание макро- и микропрепаратов и решение задачи. Билеты составлены и утверждены.
1.4. Методическое обеспечение занятий со студентами ФММО, обучающихся на английском языке.
- План работы с микропрепаратами и макропрепаратами.
- Тесты первого уровня для контроля исходных знаний студентов.
- Таблицы.
- Микропрепараты.
- Макропрепараты
- Музейные препараты.
- Нефиксированный секционный и операционный материал (работа в секционном зале и прозекторском отделении).
- Тесты второго уровня.
- Ситуационные задачи.
- Методические пособия по первому и второму семестрам.
Базой кафедры патологической анатомии являлась сначала Нижегородская губернская больница, а после ее переименования - Областная клиническая больница имени Н.А.Семашко.
Занятия со студентами начали проводить в старом здании морга Нижегородской губернской больницы, где размещалась и первая в Нижнем Новгороде прозектура.
В 1970 г. кафедра патологической анатомии совместно с патологоанатомическим отделением Областной больницы получила новое трехэтажное здание.
Научное направление работы кафедры патологической анатомии Нижегородского медицинского института определил профессор доктор медицинских наук Михаил Леонтьевич Бирюков – представитель Московской школы патологоанатомов. Сфера его научных интересов концентрировалась вокруг проблем онкологии, и в частности морфологических изменений при опухолях головного мозга.
Под руководством М.Л.Бирюкова на кафедре сложился коллектив исследователей высшей категории – д.м.н. И.И.Сенюткин, к.м.н. Н.П.Зефирова, И.Н.Кожевникова, З.Б.Злотникова и другие, работы которых внесли новые данные по опухолям мозга, щитовидной железы, инфекционным болезням.
В 50-70-е годы профессор М.Л.Бирюков развивает клинико-анатомическое направление, руководит работами не только патологоанатомов, но и врачей иного профиля. Из кафедры выходят диссертационные работы по актуальным вопросам
онкологии, разрабатываются практические аспекты здравоохранения. Среди успешно защищенных работ этого периода - докторские диссертации А.П.Загрядской, Н.Л.Звонкова, Н.С.Торгушиной, О.М.Матюгиной, кандидатские диссертации Н.А.Мухамедовой, Ю.И.Бушуева, И.Р.Вазиной, И.И.Малышева.
Начиная с 1973 г. на кафедре активно разрабатываются и внедряются в практику новые методы анализа структурных изменений, такие, как гистохимия, иммунохимия, электронная микроскопия, с широким использованием морфометрии.
Основные направления научных работ последних лет:
- Разработка критериев ранней диагностики процессов малигнизации.
- Лечебный патоморфоз опухолей с апробацией новых способов и методов терапии.
- Влияние эколого-социальных факторов на характер и частоту новообразований.
- Вопросы женского и мужского бесплодия и др. Защищено десять кандидатских и две докторских работы, подготовлена к защите еще одна докторская работа.
Науч. руководитель – профессор кафедры, д.м.н. Кузнецов С.С. Сроки исполнения - 01.2015 – 12.2019
Регистрируемый повсеместно неуклонный рост числа случаев новообразований, высокая смертность и недостаточно обнадёживающие результаты терапии пациентов со злокачественными опухолями мотивируют всестороннее изучение опухолевого процесса. Негативная тенденция прослеживается как в мире, в целом, так и в России. Среди причин смерти больных злокачественными новообразованиями ведущая роль принадлежит опухолевой прогрессии, рецидивам и метастазированию.
Известно, что лечение пациентов с рецидивными и метастатическими опухолевыми процессами представляет собой ещё одну из нерешенных задач современной онкологии. В большинстве клинических наблюдений это случаи, сопряженные с технической невозможностью или нецелесообразностью удаления вторичной опухоли, и паллиативная химиотерапия остается основным методом лечения таких больных. Другая проблема, с которой в таких ситуациях приходится сталкиваться при назначении химиолечения – это непредсказуемость ответа опухоли на терапию (Переводчикова Н.И., 2000).
Поэтому вполне оправдан поиск путей и методов, которые бы позволили осуществлять прогноз развития рецидивных и метастатических опухолей и на основе этой оценки проводить не только подбор химиопрепаратов, но и моделировать схему лечения конкретно взятого пациента, т.е. сформулировать своеобразную дорожную карту химиолечения, где находят своё отражение частота, кратность, интервалы применения лекарственных средств.
Постулировано, что морфологическое исследование – это отправная точка в лечении онкологического больного и формулировке прогноза результатов терапии, при этом патологоанатом и онколог получают ответы на вопросы о гистогенезе новообразования, распространенности опухолевого процесса, степени дифференцировки новообразования, его пролиферативном потенциале, раскрывается информация об антигенных, молекулярно-биологических и цитогенетических характеристиках опухолевых клеток. Не теряют своей актуальности эти данные в случаях рецидивных и метастатических опухолей, особенно в условиях активно развивающегося такого направления в лечении, как таргетная терапия.
Кинетика развития популяции опухолевых клеток складывается из двух параллельно идущих противоположных процессов: размножения клеток и их убыли, гибели, отражением последних служит показатель клеточных потерь. В свою очередь конечная цель назначения химиотерапии, лучевого лечения - это подавление и прекращение опухолевого роста, что реализуется через прямые или опосредованные блок пролиферации опухолевых клеток, альтерацию и инициирование апоптоза.
На сегодняшний день в практической онкоморфологии сведения о пролиферативном потенциале как первичной опухоли, так и рецидивных и метастатических новообразований заключаются в определении числа клеток, экспрессирующих Ki-67, и рутинном подсчёте делящихся клеток с вычислением митотического индекса. Что касается уровня клеточных потерь, то этот показатель используется крайне редко.
На наш взгляд динамическое изучение пролиферативного потенциала опухолевых клеток в рецидивных и метастатических новообразованиях, оценка уровня клеточных потерь с проведением коррелирующих параллелей между этими процессами, а также характеристика изменений этих показателей в ходе проводимого химиолечения является инновационным направлением в онкоморфологии. Это позволяет сформулировать чёткое представление о кинетике конкретно рассматриваемой опухоли; полученная информация должна лечь в основу планирования и коррекции схем лечения пациента.
Исследования в этом направлении есть нашей работы, полученные результаты позволили сформулировать цель и задачи, и в итоге разработать математические модели, демонстрирующие кинетику опухолевого роста, внедрение которых в практику патологоанатомических отделений онкологических учреждений существенно расширит рамки представляемой онкологам информации об особенностях опухоли, послужит оптимизации итогов лечения пациентов и реализовать индивидуальный подход к назначению терапии.
Цель работы: на основе морфологических и морфометрических данных о структуре рецидивных и метастатических опухолей, а также результатах анализа их пролиферативного потенциала и уровня клеточных потерь, разработать базовые математические модели и компьютерные программы опухолевого роста, в том числе в условиях проводимой химиотерапии, позволяющие прогнозировать течение неоплатического процесса, проводить коррекцию терапии и оптимизировать итоги лечения с учётом индивидуальных особенностей новообразования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Дать морфологическую и морфометрическую характеристику рецидива и метастазов рака молочной железы, колоректальной карциномы, меланомы, плоскоклеточному раку орофарингеальной области и саркоматозным опухолям, акцентируя внимание на размеры опухоли, количественном содержании паренхимы, стромы, очагов некроза числе митотически делящихся клеток, элементов с необратимыми повреждениями ядра и цитоплазмы, и элементов, экспрессирующихKi-67 в условиях проведения стандартной химиотрапии и без таковой.
- Определить коррелятивные связи полученных структурных параметров в рассматриваемых рецидивных и метастатических опухолях, акцентируя внимание на показателях пролиферации и индексе клеточных потерь.
- На основе полученных данных построить математические моделироста исследуемых нами опухолей.
- Разработать компьютерную программу, позволяющуюполучить кинетические характеристики опухолевого роста для каждого конкретного случая злокачественного новообразования в условиях химиотерапии и без неё.
- На базе разработанной программы построить индивидуальную графическую картину роста рассматриваемых рецидивных опухолей и их метастазов с выделением на графиках потенциальных точек коррекции назначенного лечения.
Объектом исследования послужит операционный и биопсийный материал, полученный от больных злокачественными опухолями разного гистогенеа, а также медицинская документация. Для решения поставленных задач адекватен материал в объёме от 150 наблюдений каждого новообразования. На сегодня мы располагаем 90 наблюдениями рецидивных и метастатических опухолей разных локализаций (колоректальный рак. меланома, молочная железа, опухоли головы и шеи). При этом сделан анализ клиники, морфологии, изготовлены морфологические препараты из операционного материала.
Методы исследования.
В работе использованы как традиционные методики морфологического исследования, так и ряд современных: иммуногистохимический метод с применением поли- и моноклональных антител, метод полимеразной цепной реакции. Уникальным является облигатное использованием в каждом случае морфометрических методик. Полученный материал обрабатывается согласно методам и правилам медицинской статистики.
Новизна.
- Впервые будут взяты во внимание соотношения показателей пролиферации опухолевых элементов и индекс клеточных потерь, определяющие характер течения и прогноз в случаях рецидивных и метастатических опухолей в условиях стандартной химиотерапии.
- Определение однотипности течения и прогноза и реакции на химиотерапию опухоли разного гистогенеза, но со схожими количественными морфологическими параметрами.
- Математическое моделирование и компьтерный программинг на базе морфометрических характеристик рецидивных и метастатических опухолей позволяют осуществлять прогнозирование, индивидуальный подход к терапии пациентов и способствуют оптимизации итогов лечения.
- Будет разработана математическая модель и компьютерная программа
Полученные результаты могут быть использованы в сфере онкологии, радиологии, а также в практической работе патологоанатомических отделений онкологических учреждений при оценке результатов терапии больных злокачественными новообразованиями, прогнозировании итогов терапии, разработке индивидуального подхода в рамках традиционно используемых и вновь внедряемых схем терапии пациентов. Внедрение в практику критериев раннего метастазирования оптимизирует стадирование опухолевого процесса и, следовательно, выбор лечения.
Формы внедрения – информационные письма, методические разработки и рекомендации, журнальные статьи, оформление заявок на изобретения, докторская диссертация.
Социально-медицинский эффект.
Полученные в ходе исследования новые данные предоставят возможность рационального выбора способа и схем терапии с учетом индивидуальных структурно-функциональных особенностей новообразований и осуществления предварительного (до лечения) и динамического (после лечения) прогнозирования эффекта терапии на основе ближайших результатов лечения. Это позволит повысить эффективность лечения, что способствует сокращению потерь трудового потенциала в народном хозяйстве.
Работа выполняется по служебному заданию НГМА, сведения, подлежащие правовой охране, разглашению не подлежат и могут быть реализованы на договорных
Кружковая работа всегда являлась неотъемлемой частью внеаудиторных занятий со студентами. Научный студенческий кружок начал свою деятельность практически с момента организации кафедры. Кружковцы в прошлом – сегодня – известные в городе врачи и ученые и не только по специальности патологическая анатомия – это и хирурги, и акушеры-гинекологи, терапевты и педиатры. За долгие годы менялись формы работы в кружке, но всегда оставался дух научного исследования, соревнования, успеха. Недаром кружковцы – обязательные участники внутривузовских и общероссийских научных студенческих конференций и съездов. Именно в кружковой работе студенты учатся первым шагам в науке, постигают радость исследовательской работы и первых результатов своей самостоятельной деятельности. А для преподавателей работа с кружковцами – это еще один вариант общения вне традиционных учебных стен с наиболее талантливыми и интересующимися студентами, это еще одна возможность поделиться своим собственным опытом научной работы, это еще один способ вернуться в молодость.
На кафедре создан и с успехом работает музей препаратов, изготовленных сотрудниками кафедры, практическими врачами и студентами в разные годы. Более 1000 макропрепаратов работают в качестве иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях студентов 3 и 6 курсов. Музей поистине является наглядным центром областной патологии, в котором собраны и наиболее типичные для нашего региона заболевания, и много редчайших патологических процессов, в частности, опухолей и врожденных пороков развития. Наряду с макропрепаратами, имеет место большая коллекция микропрепаратов редких опухолей и патологических процессов. Музей не является застывшей структурой. Он постоянно работает. Ежедневно двери его открыты и для студентов академии и для врачей разных специальностей. Кроме того, определена роль музея в качестве формирования установок на правильный образ жизни, борьбу с так называемыми "вредными привычками",поскольку подробно и наглядно разбираются структурные основы формирования всякого рода зависимости, с одной стороны, а также ряда необратимых последствий употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения, с другой.
Большой популярностью пользуются и научно-популярные лекции для студентов ВУЗов немедицинского профиля, школьников, слушателей техникумов и профтехучилищ, в которых сотрудники кафедры рассказывают об изменениях в органах и тканях в результате ряда заболеваний, а также девиантного поведения.
Кафедральный музей обладает одной из лучших в России коллекцией препаратов патологических процессов, заболеваний, уродств и пороков развития
Одним из видов работ кафедры является проведение экскурсий и уроков с учащимися старших классов школ и училищ города и области. Рассматриваемый круг вопросов охватывает проблемы вредных привычек, опухолей, пороков развития и уродств. Инфекционные болезни и др. Одно из таких занятий проводит старший лаборант кафедры Беляева Л.В.
Непрерывное медицинское образование
Подбор программы
Воспользуйтесь фильтрами для быстрого поиска необходимой программы на нашем сайте
Патологическая анатомия
Академических часов – от 144 ч
Форма обучения – Очно-заочная
Патологическая анатомия заболеваний матки
Академических часов – от 36 ч
Форма обучения – Очно-заочная
Фотоальбом
Карта
1
Вариантов:
Подписывайтесь на наши социальные сети
- 00
- :
- 00
ПИМУ
только что
Свежие новости университета
Будьте в курсе всех новостей.