Приоритет 2030
Логотип

Патологической анатомии

Патологической анатомии

Контакты

8 831-438-91-47
8 831-438-91-75
patolog@pimunn.ru
База кафедры: патологоанатомическое отделение ГБУЗ НО "Областная клиническая больница им. Н.А. Семашко"

Сотрудники

Руководитель кафедры

Орлинская Наталья Юрьевна

Орлинская Наталья Юрьевна

Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук

Место работы: Кафедра Патологической анатомии

Должность: Заведующий кафедрой

Электронная почта: orlinskaya_n@pimunn.net

Профессорско-преподавательский состав

  • Васильченко Елена Германовна

    Васильченко Елена Германовна

    Старший лаборант

  • Юнусова Катерина Эдуардовна

    Юнусова Катерина Эдуардовна

    доцент, кандидат медицинских наук

  • Сергеева Ирина Викторовна

    Сергеева Ирина Викторовна

    Лаборант

  • Беляева Лариса Владимировна

    Беляева Лариса Владимировна

    Лаборант

  • Сумина Татьяна Владимировна

    Сумина Татьяна Владимировна

    доцент, кандидат медицинских наук

  • Московченко Александра Олеговна

    Московченко Александра Олеговна

    Ассистент

  • Гришин Артём Сергеевич

    Гришин Артём Сергеевич

    Врач-патологоанатом

Информация о кафедре

  • Общая информация
  • История кафедры
  • Научная работа

Учебные материалы


Дисциплина, включая секционно-биопсийный курс, преподается для студентов II, II, IV, VI курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов и студентов лечебного и стоматологического факультетов, обучающихся на английском языке (семестры IV, V, VI, VIII, XI, XII).
Общий объём лекционного курса составляет 330 часов, практических и лабораторных занятий – 5641 час. Экзамен – V, VI семестры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

1.1 Цель преподавания дисциплины.
Целью патологической анатомии в медицинских институтах является изучение структурных основ болезней и механизмов их развития (патогенез).

Курс включает изучение следующих вопросов:
  • стереотипные общепатологические процессы, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
  • морфология болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления, осложнений, исходов и отдалённых последствий заболеваний;
  • изменения болезней, возникающие как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);
  • патологоанатомическая служба и её задачи в системе здравоохранения и организационно-практические формы решения этих задач.
Преподавание курса должно проводиться на основе обобщения научного материала с позиций достижений медицины, биологии, генетики, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная и люминисцентная микроскопии, ауторадиография, гистохимия, цитохимия, иммунохимия и др.).

1.2. Задачи изучения дисциплины.

Необходимо сопоставлять морфологические и клинические проявления болезней на всех этапах их развития, что позволит привить студентам навыки клинико-анатомического и физиологического мышления, синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.

Изучение патологической анатомии разделяется на 3 раздела:

  • общая патологическая анатомия (раздел общей патологии), в которой излагаются стереотипные общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний;
  • частная патологическая анатомия (раздел частной патологии), в которой изучается морфология и патогенез отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия);
  • курс клинической анатомии (секционный курс) – предназначен для клинического осмысливания патологоанатомических вскрытий и показа деятельности врача – патологоанатома в лечебных учреждениях.
В лекционном курсе излагаются наиболее актуальные и сложные разделы программы. Материал базируется на достижениях современной биологии и медицины. Лекции сопровождаются демонстрацией таблиц, диапозитивов (макропрепараты, гистологические картины, гистохимические реакции, электронограммы, схемы, графики), кинофильмов и патологоанатомических препаратов как консервированных, так и непосредственно со вскрытий. В ряде случаев читаются комплексные лекции с клиницистами, особенно по курсу частной патологической анатомии (VI семестр).

Практические занятия по той или иной теме проводятся после изложения этой темы на лекции и изучения соответствующего материала учебника. Студенты самостоятельно изучают макроскопические, гистологические и гистохимические препараты, а также электронограммы, описывают и зарисовывают их. Они принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель (2-3 вскрытия в семестр), знакомятся с техникой вскрытия, учатся распознавать патологические изменения, сопоставлять их с клиническими проявлениями болезни, составлять патологоанатомический диагноз и эпикриз.

В курсе клинической анатомии студенты изучают задачи патологоанатомической службы, методы и формы их осуществления. Они знакомятся с правилами формулировки диагноза, исходя из современной классификации болезней, травм и причин смерти – МКБ Х пересмотр 1995г. Особое внимание уделяется овладение методом клинико-анатомического анализа, для чего изучается структура клинического и патологоанатомического диагнозов, порядок их сличения, выявления диагностических ошибок и их причин. Студенты принимают участие во вскрытии, которое проводит преподаватель.

Курс клинической анатомии знакомит студентов также с методами прижизненной морфологической диагностики по биопсиям. При изучении метода биопсийного исследования обращается внимание на его значение и широкие возможности, а также на роль клинических данных при исследовании биопсийного материала морфологом. Курс клинической анатомии предусматривает также участие студентов в работе клинико-анатомических конференций.

Подготовка будущих врачей педиатров по патологической анатомии проводится с учётом особенностей течения патологических процессов и болезней в детском возрасте, что учтено при изложении всех разделов программы. Большое внимание уделяется особенностям пренатальной и перинатальной патологии и её влиянию на последующие периоды жизни, детским инфекциям и своеобразию опухолей у детей. Для студентов педиатрических факультетов в программе предусмотрен раздел "Болезни детского возраста".

На медико-профилактическом факультете больше внимания уделяется профессиональным и инфекционным болезням, а также освещению вопросов профилактики и морфологии ранних доклинических проявлений болезни. Для студентов медико-профилактического факультета в программе предназначен раздел "Профессиональные болезни".

На каждом факультете курс патологической анатомии тесно увязывается с изучением вопросов краевой патологии в зависимости от района расположения медицинской академии.

1.3. О программе обучения студентов ФММО (обучение на английском языке) на кафедре патологической анатомии.

Программа по патологической анатомии составлена на английском языке аналогично программе образования русскоязычных студентов из расчета 168 часов, в том числе: лекции – 78 часов, 39 лекций. Практические занятия – 105 часов (11 занятий в I семестре и 10 занятий во втором из расчета 5 академических часов на 1 занятие).
Подготовлен курс лекций и практических занятий на английском языке.
Материальное обеспечение – лекции и практические занятия проходят в помещениях кафедры в соответствии с расписанием с использованием микроскопов, слайдов, таблиц, иллюстративного материала в виде макро- и микропрепаратов в учебных комнатах и музее, а также с использованием секционного и операционного материала, запланирована работа в секционном зале.
Методическое обеспечение – изданы методические пособия для практических занятий на английском языке по 1 и 2 семестрам.
Контроль знаний – подготовлены тесты первого и второго уровня, а также ситуационные задачи.
Экзамен состоит из тестового контроля и устный экзамен, включающий теоретический вопрос, описание макро- и микропрепаратов и решение задачи. Билеты составлены и утверждены.

1.4. Методическое обеспечение занятий со студентами ФММО, обучающихся на английском языке.
  1. План работы с микропрепаратами и макропрепаратами.
  2. Тесты первого уровня для контроля исходных знаний студентов.
  3. Таблицы.
  4. Микропрепараты.
  5. Макропрепараты
  6. Музейные препараты.
  7. Нефиксированный секционный и операционный материал (работа в секционном зале и прозекторском отделении).
  8. Тесты второго уровня.
  9. Ситуационные задачи.
  10. Методические пособия по первому и второму семестрам.

Кафедра патологической анатомии основана в 1920 г., при медицинском факультете Нижегородского университета. Первым ее руководителем был Покровский М.А. (1920-1921г.г.). С 1921г. по 1938г. кафедрой заведовал профессор Могильницкий В.Н., затем профессор Рывкинд А.В. (1938-1940г.г.), доктор медицинских наук Сенюткин И.И. (1940-1941г.г.), профессор Бирюков М.Л. (1941-1973г.), профессор Торгушина Н.С. (1973-2001г.г.).

Базой кафедры патологической анатомии являлась сначала Нижегородская губернская больница, а после ее переименования - Областная клиническая больница имени Н.А.Семашко.

Занятия со студентами начали проводить в старом здании морга Нижегородской губернской больницы, где размещалась и первая в Нижнем Новгороде прозектура.

В 1970 г. кафедра патологической анатомии совместно с патологоанатомическим отделением Областной больницы получила новое трехэтажное здание.

Научное направление работы кафедры патологической анатомии Нижегородского медицинского института определил профессор доктор медицинских наук Михаил Леонтьевич Бирюков – представитель Московской школы патологоанатомов. Сфера его научных интересов концентрировалась вокруг проблем онкологии, и в частности морфологических изменений при опухолях головного мозга.

Под руководством М.Л.Бирюкова на кафедре сложился коллектив исследователей высшей категории – д.м.н. И.И.Сенюткин, к.м.н. Н.П.Зефирова, И.Н.Кожевникова, З.Б.Злотникова и другие, работы которых внесли новые данные по опухолям мозга, щитовидной железы, инфекционным болезням.

В 50-70-е годы профессор М.Л.Бирюков развивает клинико-анатомическое направление, руководит работами не только патологоанатомов, но и врачей иного профиля. Из кафедры выходят диссертационные работы по актуальным вопросам

онкологии, разрабатываются практические аспекты здравоохранения. Среди успешно защищенных работ этого периода - докторские диссертации А.П.Загрядской, Н.Л.Звонкова, Н.С.Торгушиной, О.М.Матюгиной, кандидатские диссертации Н.А.Мухамедовой, Ю.И.Бушуева, И.Р.Вазиной, И.И.Малышева.

Начиная с 1973 г. на кафедре активно разрабатываются и внедряются в практику новые методы анализа структурных изменений, такие, как гистохимия, иммунохимия, электронная микроскопия, с широким использованием морфометрии.

Основные направления научных работ последних лет:

  • Разработка критериев ранней диагностики процессов малигнизации.
  • Лечебный патоморфоз опухолей с апробацией новых способов и методов терапии.
  • Влияние эколого-социальных факторов на характер и частоту новообразований.
  • Вопросы женского и мужского бесплодия и др. Защищено десять кандидатских и две докторских работы, подготовлена к защите еще одна докторская работа.

Тема НИР кафедры: Расширенное изучение морфологических признаков патоморфоза рецидивных и метастатических опухолей с помощью современных методов патоморфологических исследований

Науч. руководитель – профессор кафедры, д.м.н. Кузнецов С.С. Сроки исполнения - 01.2015 – 12.2019

Регистрируемый повсеместно неуклонный рост числа случаев новообразований, высокая смертность и недостаточно обнадёживающие результаты терапии пациентов со злокачественными опухолями мотивируют всестороннее изучение опухолевого процесса. Негативная тенденция прослеживается как в мире, в целом, так и в России. Среди причин смерти больных злокачественными новообразованиями ведущая роль принадлежит опухолевой прогрессии, рецидивам и метастазированию.

Известно, что лечение пациентов с рецидивными и метастатическими опухолевыми процессами представляет собой ещё одну из нерешенных задач современной онкологии. В большинстве клинических наблюдений это случаи, сопряженные с технической невозможностью или нецелесообразностью удаления вторичной опухоли, и паллиативная химиотерапия остается основным методом лечения таких больных. Другая проблема, с которой в таких ситуациях приходится сталкиваться при назначении химиолечения – это непредсказуемость ответа опухоли на терапию (Переводчикова Н.И., 2000).

Поэтому вполне оправдан поиск путей и методов, которые бы позволили осуществлять прогноз развития рецидивных и метастатических опухолей и на основе этой оценки проводить не только подбор химиопрепаратов, но и моделировать схему лечения конкретно взятого пациента, т.е. сформулировать своеобразную дорожную карту химиолечения, где находят своё отражение частота, кратность, интервалы применения лекарственных средств.

Постулировано, что морфологическое исследование – это отправная точка в лечении онкологического больного и формулировке прогноза результатов терапии, при этом патологоанатом и онколог получают ответы на вопросы о гистогенезе новообразования, распространенности опухолевого процесса, степени дифференцировки новообразования, его пролиферативном потенциале, раскрывается информация об антигенных, молекулярно-биологических и цитогенетических характеристиках опухолевых клеток. Не теряют своей актуальности эти данные в случаях рецидивных и метастатических опухолей, особенно в условиях активно развивающегося такого направления в лечении, как таргетная терапия.

Кинетика развития популяции опухолевых клеток складывается из двух параллельно идущих противоположных процессов: размножения клеток и их убыли, гибели, отражением последних служит показатель клеточных потерь. В свою очередь конечная цель назначения химиотерапии, лучевого лечения - это подавление и прекращение опухолевого роста, что реализуется через прямые или опосредованные блок пролиферации опухолевых клеток, альтерацию и инициирование апоптоза.

На сегодняшний день в практической онкоморфологии сведения о пролиферативном потенциале как первичной опухоли, так и рецидивных и метастатических новообразований заключаются в определении числа клеток, экспрессирующих Ki-67, и рутинном подсчёте делящихся клеток с вычислением митотического индекса. Что касается уровня клеточных потерь, то этот показатель используется крайне редко.

На наш взгляд динамическое изучение пролиферативного потенциала опухолевых клеток в рецидивных и метастатических новообразованиях, оценка уровня клеточных потерь с проведением коррелирующих параллелей между этими процессами, а также характеристика изменений этих показателей в ходе проводимого химиолечения является инновационным направлением в онкоморфологии. Это позволяет сформулировать чёткое представление о кинетике конкретно рассматриваемой опухоли; полученная информация должна лечь в основу планирования и коррекции схем лечения пациента.

Исследования в этом направлении есть нашей работы, полученные результаты позволили сформулировать цель и задачи, и в итоге разработать математические модели, демонстрирующие кинетику опухолевого роста, внедрение которых в практику патологоанатомических отделений онкологических учреждений существенно расширит рамки представляемой онкологам информации об особенностях опухоли, послужит оптимизации итогов лечения пациентов и реализовать индивидуальный подход к назначению терапии.

Цель работы: на основе морфологических и морфометрических данных о структуре рецидивных и метастатических опухолей, а также результатах анализа их пролиферативного потенциала и уровня клеточных потерь, разработать базовые математические модели и компьютерные программы опухолевого роста, в том числе в условиях проводимой химиотерапии, позволяющие прогнозировать течение неоплатического процесса, проводить коррекцию терапии и оптимизировать итоги лечения с учётом индивидуальных особенностей новообразования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Дать морфологическую и морфометрическую характеристику рецидива и метастазов рака молочной железы, колоректальной карциномы, меланомы, плоскоклеточному раку орофарингеальной области и саркоматозным опухолям, акцентируя внимание на размеры опухоли, количественном содержании паренхимы, стромы, очагов некроза числе митотически делящихся клеток, элементов с необратимыми повреждениями ядра и цитоплазмы, и элементов, экспрессирующихKi-67 в условиях проведения стандартной химиотрапии и без таковой.

  2. Определить коррелятивные связи полученных структурных параметров в рассматриваемых рецидивных и метастатических опухолях, акцентируя внимание на показателях пролиферации и индексе клеточных потерь.

  3. На основе полученных данных построить математические моделироста исследуемых нами опухолей.

  4. Разработать компьютерную программу, позволяющуюполучить кинетические характеристики опухолевого роста для каждого конкретного случая злокачественного новообразования в условиях химиотерапии и без неё.

  5. На базе разработанной программы построить индивидуальную графическую картину роста рассматриваемых рецидивных опухолей и их метастазов с выделением на графиках потенциальных точек коррекции назначенного лечения.

Объект исследования.

Объектом исследования послужит операционный и биопсийный материал, полученный от больных злокачественными опухолями разного гистогенеа, а также медицинская документация. Для решения поставленных задач адекватен материал в объёме от 150 наблюдений каждого новообразования. На сегодня мы располагаем 90 наблюдениями рецидивных и метастатических опухолей разных локализаций (колоректальный рак. меланома, молочная железа, опухоли головы и шеи). При этом сделан анализ клиники, морфологии, изготовлены морфологические препараты из операционного материала.

Методы исследования.

В работе использованы как традиционные методики морфологического исследования, так и ряд современных: иммуногистохимический метод с применением поли- и моноклональных антител, метод полимеразной цепной реакции. Уникальным является облигатное использованием в каждом случае морфометрических методик. Полученный материал обрабатывается согласно методам и правилам медицинской статистики.

Новизна.

  1. Впервые будут взяты во внимание соотношения показателей пролиферации опухолевых элементов и индекс клеточных потерь, определяющие характер течения и прогноз в случаях рецидивных и метастатических опухолей в условиях стандартной химиотерапии.

  2. Определение однотипности течения и прогноза и реакции на химиотерапию опухоли разного гистогенеза, но со схожими количественными морфологическими параметрами.

  3. Математическое моделирование и компьтерный программинг на базе морфометрических характеристик рецидивных и метастатических опухолей позволяют осуществлять прогнозирование, индивидуальный подход к терапии пациентов и способствуют оптимизации итогов лечения.

  4. Будет разработана математическая модель и компьютерная программа

Область применения и формы внедрения.

Полученные результаты могут быть использованы в сфере онкологии, радиологии, а также в практической работе патологоанатомических отделений онкологических учреждений при оценке результатов терапии больных злокачественными новообразованиями, прогнозировании итогов терапии, разработке индивидуального подхода в рамках традиционно используемых и вновь внедряемых схем терапии пациентов. Внедрение в практику критериев раннего метастазирования оптимизирует стадирование опухолевого процесса и, следовательно, выбор лечения.

Формы внедрения – информационные письма, методические разработки и рекомендации, журнальные статьи, оформление заявок на изобретения, докторская диссертация.

Социально-медицинский эффект.

Полученные в ходе исследования новые данные предоставят возможность рационального выбора способа и схем терапии с учетом индивидуальных структурно-функциональных особенностей новообразований и осуществления предварительного (до лечения) и динамического (после лечения) прогнозирования эффекта терапии на основе ближайших результатов лечения. Это позволит повысить эффективность лечения, что способствует сокращению потерь трудового потенциала в народном хозяйстве.

Работа выполняется по служебному заданию НГМА, сведения, подлежащие правовой охране, разглашению не подлежат и могут быть реализованы на договорных

Кружковая работа всегда являлась неотъемлемой частью внеаудиторных занятий со студентами. Научный студенческий кружок начал свою деятельность практически с момента организации кафедры. Кружковцы в прошлом – сегодня – известные в городе врачи и ученые и не только по специальности патологическая анатомия – это и хирурги, и акушеры-гинекологи, терапевты и педиатры. За долгие годы менялись формы работы в кружке, но всегда оставался дух научного исследования, соревнования, успеха. Недаром кружковцы – обязательные участники внутривузовских и общероссийских научных студенческих конференций и съездов. Именно в кружковой работе студенты учатся первым шагам в науке, постигают радость исследовательской работы и первых результатов своей самостоятельной деятельности. А для преподавателей работа с кружковцами – это еще один вариант общения вне традиционных учебных стен с наиболее талантливыми и интересующимися студентами, это еще одна возможность поделиться своим собственным опытом научной работы, это еще один способ вернуться в молодость.

На кафедре создан и с успехом работает музей препаратов, изготовленных сотрудниками кафедры, практическими врачами и студентами в разные годы. Более 1000 макропрепаратов работают в качестве иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях студентов 3 и 6 курсов. Музей поистине является наглядным центром областной патологии, в котором собраны и наиболее типичные для нашего региона заболевания, и много редчайших патологических процессов, в частности, опухолей и врожденных пороков развития. Наряду с макропрепаратами, имеет место большая коллекция микропрепаратов редких опухолей и патологических процессов. Музей не является застывшей структурой. Он постоянно работает. Ежедневно двери его открыты и для студентов академии и для врачей разных специальностей. Кроме того, определена роль музея в качестве формирования установок на правильный образ жизни, борьбу с так называемыми "вредными привычками",поскольку подробно и наглядно разбираются структурные основы формирования всякого рода зависимости, с одной стороны, а также ряда необратимых последствий употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения, с другой.

Большой популярностью пользуются и научно-популярные лекции для студентов ВУЗов немедицинского профиля, школьников, слушателей техникумов и профтехучилищ, в которых сотрудники кафедры рассказывают об изменениях в органах и тканях в результате ряда заболеваний, а также девиантного поведения.

Кафедральный музей обладает одной из лучших в России коллекцией препаратов патологических процессов, заболеваний, уродств и пороков развития

Одним из видов работ кафедры является проведение экскурсий и уроков с учащимися старших классов школ и училищ города и области. Рассматриваемый круг вопросов охватывает проблемы вредных привычек, опухолей, пороков развития и уродств. Инфекционные болезни и др. Одно из таких занятий проводит старший лаборант кафедры Беляева Л.В.


Непрерывное медицинское образование

Подбор программы

Воспользуйтесь фильтрами для быстрого поиска необходимой программы на нашем сайте

Применить

Патологическая анатомия

Академических часов – от 144 ч

Форма обучения – Очно-заочная

Патологическая анатомия заболеваний матки

Академических часов – от ч

Форма обучения – Очно-заочная

Патологическая анатомия заболеваний яичника

Академических часов – от 36 ч

Форма обучения – Очно-заочная

Патологическая анатомия заболеваний предстательной железы

Академических часов – от 36 ч

Форма обучения – Очно-заочная

Фотоальбом

Патологической анатомии
Ассистент кафедры патологической анатомии Егоров И.Р. на практическом занятии
Патологической анатомии
Внедрение новых технологий Digital pathology в обучение студентов
Патологической анатомии
Доцент кафедры патологической анатомии Юнусова К.Э. при подготовке к практическим занятиям
Патологической анатомии
Зав. кафедрой патологической анатомии Орлинская Н.Ю. и доцент кафедры Юнусова К.Э. на практическом занятии
Патологической анатомии
Сотрудники кафедры патологической анатомии Орлинская Н.Ю., Юнусова К.Э., Егоров И.Р. на консультативном совещании
Патологической анатомии
Студенты кафедры патологической анатомии на практических занятиях
Патологической анатомии
Студенты кафедры патологической анатомии на практическом занятии
Патологической анатомии
Студенты кафедры патологической анатомии на практическом занятии в Digital Classroom

Карта

1

Вариантов:

Подписывайтесь на наши социальные сети

  • 00
  • :
  • 00

ПИМУ

только что

Свежие новости университета

Будьте в курсе всех новостей.