ранее - Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА).
Основан в 1920 году.
Кафедра гигиены
Елена Сергеевна Богомолова
Заведующий кафедрой,
доктор медицинских наук, профессор.
Проректор по учебной работе ПИМУ
Контактная информация:
8-831-465-47-11, 465-58-12
hygiene@pimunn.ru
База кафедры: учебный корпус № 3 ПИМУ (морфологический)

Проложить маршрут на Google Maps / Directions on Google Maps
О кафедре
Учебная работа
Кафедра гигиены размещается в морфологическом корпусе, где имеет 6 учебных классов и 2 лаборатории. В течение учебного года на кафедре занимаются до 1800 студентов 6 факультетов, в том числе студенты ФОИС. В среднем на кафедре в течение дня проходят занятия от 4 до 9 групп различных факультетов, площадь на 1 студента составляет 2,45 м2.

В холлах и коридорах кафедры размещены стенды об истории кафедры, о научно-исследовательской и учебной работе, трудах и публикациях сотрудников кафедры за последние годы, представлен кадровый состав с фотогалереей, размещены учебные материалы для студентов каждого факультета.

Кафедра оснащена современными техническими средствами обучения, включая мультимедийное оборудование, приборами и оборудованием для физических и химических исследований объектов среды обитания.

В настоящее время на кафедре работают 16 преподавателей, в том числе 3 профессора, 7 доцентов, 6 ассистентов. Учебный процесс обеспечивают зав.лабораторией, ст.лаборант и лаборанты. Остепененность профессорско-преподавательского состава составляет 75%, на кафедре работает 3 доктора наук и 10 кандидатов наук. Средний возраст преподавательского состава – 49 лет.

Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие в инновационных процессах становления образовательного процесса, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами и политикой образовательной деятельности вуза. По всем учебным дисциплинам разработаны и утверждены учебно-методические комплексы, которые включают в себя рабочую программу, методические разработки по лекциям, учебно-методические пособия по практическим занятиям для преподавателей и студентов, банк заданий в тестовой форме для компьютерного и письменного тестирования, комплекты ситуационных задач по отдельным темам, экзаменационные и зачетные вопросы. В образовательном процессе применяются учебно-методические пособия нового поколения, ориентированные на самостоятельную работу. Самостоятельная работа студентов на кафедре заключается в изучении учебной, научной и нормативной литературы, решении ситуационных задач, гигиенической оценке проектных материалов и результатов исследований, подготовке и оформлении рефератов. В процессе обучения используются различные интерактивные образовательные формы. Более 70% лекций представлено лекциями-визуализациями. Внедряются иммитационные технологии, в частности ролевые игры, для чего преподавателями составлены соответствующие сценарии и подготовлено справочное и нормативное обеспечение.

В учебном процессе при изучении влияния факторов среды обитания на здоровье населения применяются как традиционные гигиенические методы, так и появившиеся относительно недавно новые инструменты гигиенической диагностики: элементы методологии оценки риска для здоровья и критерии доказательной медицины.

Важной предпосылкой для эффективного осуществления учебно-методической работы и учебного процесса является участие сотрудников кафедры в проведении научных исследований по актуальным проблемам гигиены. История развития этих исследований охватывает значительный период существования кафедры.


Научная работа
ТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ:

- Отраслевая научно-исследовательская программа ФС Роспотребнадзора на 2016-2020 гг. – НИР «Разработка рекомендаций по снижению риска нарушений питания учащихся общеобразовательных организаций и школьнообусловленных заболеваний». Срок исполнения 01.01.2016 – 31.12.2018 гг.
- Межкафедральная НИР: «Научное обоснование критериев диагностики факторов риска здоровью населения в региональных системах социально-гигиенического мониторинга». Срок исполнения 01.01.2016 – 31.12.2020 гг.
- Межкафедральная НИР: «Морфологические особенности и состояние здоровья студентов НижГМА». Срок исполнения 01.01.2016 – 31.12.2020 гг.
История кафедры
Зарубежные и отечественные гигиенические школы стали формироваться в середине 19 века. Исторически сложилось, что научные школы создавались на базе медицинских факультетов университетов, это свидетельствует о важности высшей школы для развития науки. У истоков отечественной профилактической медицины были выдающиеся ученые – А.П. Доброславин, основавший Санкт-Петербургскую гигиеническую школу, и Ф.Ф. Эрисман. В 80-е г.г. 19 столетия профессор доктор медицины Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета. На кафедре студентам преподавали гигиену и эпидемиологию, основы медицинской статистики, а также учение об эпизоотических болезнях и ветеринарную полицию. Талантливый ученый и земский врач Ф.Ф. Эрисман оказал опосредованное влияние на организацию профилактической медицины и научно-педагогической школы г. Нижнего Новгорода. В 1887 г., отвечая на запрос Нижегородской городской думы о рекомендации кандидатуры на должность санитарного врача г. Нижнего Новгорода, Ф.Ф. Эрисман, отмечая сложность работы в крупном торгово-промышленном городе, писал: «Я не решаюсь рекомендовать Нижегородскому общественному управлению кого-либо из известных мне «молодых» врачей, а считаю нужным указать на более опытных в санитарном деле врачей. С этой точки зрения я желал бы обратить внимание, во-первых, на врача Павла Петровича Розанова, находящегося в настоящее время в г. Владимире и бывшего санитарным врачом в г. Москве». По приглашению городской управы П.П. Розанов прибыл в Нижний Новгород в январе 1888 г. и приступил к исполнению обязанностей санитарного врача города, а вновь созданная санитарная комиссия собралась на свое первое заседание 3 марта 1888 г.

Профилактическая направленность медицинского образования активизировалась в 20-е годы прошлого столетия, что было обусловлено резким ухудшением социально-экономических условий жизни в России и нарастанием депопуляционных процессов в обществе. При крупных университетах открываются медицинские факультеты, в структуре которых предусматриваются кафедры гигиены.

На вновь открывшемся медицинском факультете при Нижегородском университете с 1923 г. начинается обучение студентов на кафедре гигиены. Это первый этап становления нижегородской научно-педагогической школы. К сожалению, скупые страницы истории начального периода зафиксировали лишь имена профессоров и доцентов, возглавлявших кафедру в 20-30 -е годы. Первым профессором ка­федры стал В.В. Соловьев, которого в 1925 г. сменил профессор Л.Б. Грановский. С 1930 г. по 1932 г. кафедрой заведовал доцент Р.Н. Буд­рин, а затем - по 1942 г. - профессор И.И. Козьмин. Позволим представить сохранившуюся в архиве краткую информацию о преподавании гигиены и эпидемиологии на медицинском факультете в 20-е годы: Гигиена и эпидемиология, число часов в неделю: лекции – 3, практические занятия – 2; на 5 курсе велись экскурсии по соответствующим учреждениям, с последующим собеседованием.

В начале 30-х годов происходит существенная реорганизация санитарно-эпидемиологической службы России, что обусловило необходимость увеличения подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов. В 1931 г. в составе уже Нижегородского медицинского института открывается санитарно-гигиенический факультет. В эти годы начинается дифференциация и создание кафедр эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены труда, социальной гигиены и организации здравоохранения, гигиены питания, детей и подростков. На протяжении сложной многолетней истории становления и реорганизации медико-профилактического факультета кафедра общей гигиены была системообразующей базой преподавания основ первичной профилактики будущим санитарным врачам, педиатрам, врачам лечебно-профилактических специальностей, а также подготовки высококвалифицированных кадров для научно-исследовательской работы и обучения студентов.

Весьма плодотворным стал период с 1939 г., когда на кафедру был приглашен профессор Натан Калманович Шифрин (1895-1957 гг.). Н. К. Шифрин заведовал кафедрой с 1942 по 1953 г.г. Он получил высшее образование на медицинском факультете одного из старейших и всемирно признанных университетов швейцарского города Цюриха. Знаменательно, что этот же университет в середине 19-го столетия закончил один из основоположников отечественной гигиены Ф.Ф. Эрисман. Докторскую диссертацию Н.К. Шифрин защитил в г. Ленинграде в 1939 г. на тему "Оптимальная ориентация и этажность зданий в г. Баку". Н.К. Шифрин заложил основы научной школы нижегородских гигиенистов. Коллеги, ученики называли его энциклопедическим ученым, прекрасным педагогом. С 1939 г. по 1945 г. он был деканом санитарно-гигиенического факультета, а в последующие годы - зам. ректора по учебно-научной работе.

Профессор Н.К. Шифрин большое внимание уделял воспитанию молодых специалистов. На кафедре общей гигиены постоянно трудились аспиранты. Профессор Л.А. Пальмова, будучи в аспирантуре под руководством Н.К. Шифрина в 1952 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Опыт гигиенического обоснования применения витамина С у женщин в период беременности". Заслугой Н.К. Шифрина является активное вовлечение в научную работу практических санитарных врачей. Под его руководством защи­тил кандидатскую диссертацию главный санитарный врач Канавинской СЭС И.И. Беляев, впоследствии сменивший его на должности зав. кафедрой. Его учениками были выдающиеся нижегородские санитарные врачи В.И. Карелина, Фадеичева, Сергиевс­кий и др. Профессор Н.К. Шифрин опубликовал 60 научных работ, в том числе 10 монографий, учебные пособия, брошюры. В его научных исследо­ваниях, а впоследствии и в работах его учеников разрабатывались проб­лемы предупредительного санитарного надзора, гигиены водоснабжения, профилактики инфекционных заболеваний, гигиены питания, применения УФО источников с целью проведения лечебно-профилактических мероприятий в детских учреждениях, больницах, на промышленных предприятиях.

С 1953 г. по 1984 г. кафедру общей гигиены возглавлял доктор мед. наук профессор член-корр. АМН Игорь Ипполитович Беляев (1910-1984 гг.). Более 35 лет он проработал в Горьковском медицинском институте, пройдя путь от ассистента до руководителя кафедры. И.И.Беляев вошел в историю профилактической медицины как гигиенист первого выпуска 1932 г. первого в стране санитарно-гигиенического факультета Московской медицинской ака­демии им. И.М.Сеченова. Его учителями были выдающиеся ученые Н.А.Семашко, А.В. Мольков, А.Н. Сысин и др.

В 1953 г. И.И.Беляев защитил докторскую диссертацию по гигиени­ческим проблемам хозяйственно - питьевого водоснабжения крупного про­мышленного города. Его консультантом был академик РАМН зав. кафедрой коммунальной гигиены профессор С.Н. Черкинский - ведущий гигиенист страны. И.И.Беляев опубликовал 208 научных трудов, в том числе 7 монографий. Он глубоко изучил историю развития санитарного дела и гигиенической науки в Нижегородском крае.

В течение многих лет И.И. Беляев был деканом санитарно-гигиени­ческого, а затем педиатрического факультетов института. И.И.Беляев был опытным педагогом, воспитавшим многие поколения врачей и ученых гигиенистов. Под его руководством защищено 9 докторс­ких диссертаций и 21 кандидатская диссертация. Основные направления исследований, которые разрабатывались под его руководством: санитарная охрана водоемов и гигиена централизованного водоснабжения, первичная профилактика злокачественных новообразований, психогигиена и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, гигиенические вопросы акустических нагрузок и вибрации, профилактика эндемических заболеваний. Ученики И.И.Беляева возглавляли и продолжают возглавлять кафедры, научно-исследовательские институты в разных городах России и в странах СНГ. В течение многих лет на кафедре общей гигиены работали ученики И.И.Беляева – доценты Т.Ф.Новикова, Е.П. Ракушина, П.Е.Тихомиров, Н.В.Мамонтова, А.А. Бородинова, М.П.Грачева. Для лучших студентов НГМА в 1995 г. учреждена стипендия им. И.И. Беляева.

Сложившийся в течение многих десятилетий научно-педагогический потенциал позволил кафедре успешно развиваться в последующие годы под руководством доктора мед. наук профессора Н.А. Матвеева. Матвеева Н.А. окончила санитарно-гигиенический факультет I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, была принята в очную аспирантуру по кафедре гигиены детей и подростков, по окончании которой защитила кандидатскую диссертацию. С 1966 г. по 1971 г. работала в Горьковском научно-исследовательском педиатрическом институте руководителем организационно-методического отдела. В 1971 г. она возглавила вновь открывшийся курс гигиены детей и подростков Горьковского медицинского института. После защиты докторской диссертации в 1987 г. была избрана по конкурсу на заведование кафедрой общей гигиены и экологии.

В 2013 г. произошло объединение кафедры общей гигиены и экологии и кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания (зав.каф. Богомолова Е.С.). В настоящее время кафедру гигиены возглавляет доктор медицинских наук, профессор Богомолова Елена Сергеевна.

С начала 90-х годов коллектив кафедры ведет исследования по мониторингу здоровья населения в условиях разного эколого-гигиенического риска природной и социальной среды обитания. Научные исследования осуществлялись в творческом содружестве с кафедрой гигиены детей и подростков и гигиены питания (доцент А.В.Леонов), кафедрой детских болезней (профессор Ю.Г. Кузмичев).

Научно-исследовательская деятельность в течение 90-х годов выполнялась по гранту государственной научно-технической программы «Здоровье населения России», а также на договорных основах с комитетами по экологии, администрациями г. Нижнего Новгорода и г. Дзержинска. По материалам данных исследований защищены 4 кандидатские диссертации аспирантами и ассистентами кафедры (Д.К. Божатков, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, О.В. Чиркунова). В 1996 г. Н.А. Матвеева на Ученом Совете академии выступила с актовой речью «Медико-экологическое картирование Нижнего Новгорода: здоровье населения и природная среда».

Научно-исследовательская деятельность Н.А.Матвеевой в 70-80-е годы по изучению физического развития и комплексной оценке состояния здоровья городских и сельских детей и подростков стала основой регионального нижегородского мониторинга на последующие годы. Приоритетным направлением исследований является научное обоснование мониторинга здоровья детей и подростков и внедрение системы оздоровительно-реабилитационных мероприятий в образовательных учреждениях. Большой вклад в многолетнюю реализацию мониторинга межкафедральной НИР внесли А.В.Леонов, Е.С.Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, Н.Г. Чекалова.

В начале 21 столетия творческий коллектив гигиенистов и педиатров НижГМА располагает уникальным материалом по состоянию здоровья и факторам среды обитания более чем 20000 детей и подростков. Это результат углубленных исследований, проведенных по унифицированной программе в 1980 г., 1991-1992 г.г., 2001 – 2002 г.г. и в 2011 г. С 1980 г. педиатры города и области пользуются периодически обновляемыми центильными нормативами физического развития и функциональных резервов городских и сельских детей, разработанными специалистами НижГМА (Н.А.Матвеева, А.В.Леонов, Е.С.Богомолова, Ю.Г.Кузмичев, Н.Г.Чекалова, Л.В.Назарова).

В связи с реформированием системы образования в 80-е г.г. проведено углубленное изучение внутригрупповых особенностей физического развития детей для обоснования дифференцированного приема в школу детей разного биологического возраста и психолого-педагогической готовности к систематическому обучению. Эти исследования были завершены защитой докторской (Н.А.Матвеева) и кандидатских диссертаций (Л.В. Шулындина, А.В.Леонов, Н.Г. Чекалова, И.Э.Александрова, Р.А. Маткивский).

В последующие периоды исследований убедительно обоснованы тенденции секулярного тренда о смене процесса акселерации на фоне ухудшения состояния здоровья школьников децелерацией развития. Эти исследования отражены в диссертационных работах Е.С.Богомоловой (1994, 2010), Н.В.Котовой, Т.К.Черняевой, М.В.Кувшинова и др. Прослежена отчетливая тенденция к ухудшению здоровья школьников по комплексной оценке. В 90-е годы при изучении факторов внутришкольной среды углубленно изучались эколого-гигиенические проблемы размещения образовательных учреждений и проживания детей на территориях разного экологического риска на основе медико-экологического картографирования жилой зоны города. Проблемы санитарно-гигиенического благополучия детей в ДОУ нашли отражение в докторской диссертации И.Ш.Якубовой и ряде кандидатских диссертаций (Е.О.Максименко, С.Н. Дышель и др.). Конечной целью НИР являлась разработка оздоровительных мероприятий детей и подростков в образовательных учреждениях.

Это направление НИР завершилось утверждением на федеральном уровне методических указаний для врачей и учебных пособий:

  • «Организация лечебно-профилактического питания детей в ДОУ» (1999);
  • «Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия и риска повышения заболеваемости детей в ДОУ» (2000);
  • «Определение санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений» (2004);
  • «Оценка физического развития детей и подростков» (учебное пособие, рекомендованное УМО, 2006);
  • «Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки» (учебное пособие, рекомендованное УМО, 2010).
Сотрудники кафедры активно участвуют в Международных и федеральных конгрессах, конференциях. Активная научно-исследовательская работа способствует плодотворной учебно-методической и воспитательной работе со студентами.

В последний период времени сотрудники кафедры продолжают разрабатывать заложенные научные направления. Изучается проблема использования методологии оценки риска здоровью детского населения, факторов окружающей среды в условиях крупных промышленных центров. Разрабатываются показатели гигиенической донозологической диагностики качества окружающей среды и критерии оценки донозологического статуса.

Беляев И.И. - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН. Тема докторской диссертации: «Гигиенические проблемы водоснабжения большого города» - 1953 г.

Научный консультант и руководитель диссертаций

Доктора медицинских наук

  1. Золотов П.А. «Гигиеническая характеристика и оценка природных условий Восточного Забайкалья» - 1965 г.
  2. Боков А.И «Гигиеническая оценка токсичности строительных материалов и изделий из синтетических полимеров» - 1968 г.
  3. Медведь Р.А. ««Гигиеническая характеристика шума как фактора профессиональной вредности в производстве автомобилей»- 1971 г.
  4. Пальмова Л.А. «Специфические и неспецифические факторы в этиологии и профилактике эндемического зоба» -1971 г.
  5. Ильницкий А.П. «Канцерогенный углеводород бенз(а)пирен в пресноводных водоемах» - 1973 г. Москва.
  6. Врочинский К.К. «Циркуляция пестицидов в водоемах как гигиеническая проблема» -1974 г.
  7. Гимадеев М.М. «Гигиенические аспекты профилактики рака кожи и органов дыхания в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» - 1975 г.
  8. Шкодич П.Е. «Гигиеническая оценка влияния производств органического синтеза на онкологическую заболеваемость населения» - 1978 г.
  9. Сусликов В.Л. «Этиология и гигиеническая профилактика эндемического уролетиаза в условиях кремневых биогеохимических провинциях» - 1982 г.
Кандидаты медицинских наук:

  1. Рябцова З.А. «Применение аскорбиновой кислоты в комплексе мероприятий по борьбе с перегревом рабочих горячих цехов» - 1954 г.
  2. Овсянников В.А. «Опыт гигиенического изучения температурных перепадов (воздух охлаждение) с учетом реакций организма человека» - 1954 г.
  3. Новикова Т.Ф. «Опыт обеззараживания воздуха инфекционной больницы ультрафиолетовыми лучами» - 1954 г.
  4. Золотов П.А. «Гигиеническая характеристика микроклимата классных комнат восточной, южной, западной и северной ориентации в г. Горьком» - 1955 г.
  5. Ульянищева Л.Н. «Сравнительное изучение лабораторных и свежевыделенных бактерий дизентерии устойчивых к антибиотикам» - 1959 г.
  6. Минеев А.М. «Санитарно-технические факторы в эпидемиологии брюшного тифа за 25 лет (1932-1956 г.г.) в г. Горьком» - 1960 г.
  7. Мащенко М.П. «Гигиеническое обоснование фторирования питьевой воды в г. Горьком и Горьковской области» - 1964 г.
  8. Дорожнова К.П. «Физическое развитие и состояние здоровья школьников г. Горького и динамика этих показателей в период с 1937 по 1959 год и в условиях производственного обучения» - 1965 г.
  9. Шкодич П.Е. «Материалы к гигиеническому обоснованию предельно допустимой концентрации ацетоциангидрина в воде водоемов» -1966 г.
  10. Волкова Н.В. «Применение эритемного и бактерицидного ультрафиолетового излучения в комплексе гигиенических мероприятий по борьбе с простудной заболеваемостью на производстве» - 1969 г.
  11. Виноградова В.К. «Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда и пути их оздоровления в производстве бумаги из древесины» - 1969 г.
  12. Грачева М.П. «Гигиенические вопросы водоснабжения Дзержинского промышленного района» -1970 г.
  13. Бородинова А.А. «Опыт применения некоторых дополнительных профилактических мероприятий по борьбе с кишечными инфекциями в яслях» - 1970 г.
  14. Мустафин М.Х. «Экспериментальные материалы к гигиеническому нормированию некоторых ингредиентов сточных вод производства ПАСК» - 1970 г.
  15. Сусликов В.Л. «Санитарно-гигиеническая характеристика водных ресурсов Чувашской АССР и перспективы их использования для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения» - 1973 г.
  16. Юрасова Т.К. «Гигиеническая эффективность мероприятий по инженерной защите населенных мест при строительстве водохранилищ» - 1975 г.
  17. Байковский В.В. «Гигиеническая оценка метода сжигания промышленных отходов некоторых химических производств» - 1975 г.
  18. Тихомиров Ю.П. «Изучение канцерогенных свойств сточных вод производства пиролиза керосина и разработка методов их деканцерогенизации» - 1975 г
  19. Литвинов Ю.А. «Гигиеническая оценка роли некоторых производств органического синтеза в загрязнении атмосферного воздуха, почвы и растительности канцерогенными углеводородами и разработка оздоровительных мероприятий» - 1976 г.
  20. Лембик Ж.Л. «Судьба» полициклических ароматических углеводородов в пресноводных водоемах» - 1977 г.
  21. Матвеева Н.А. - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии. Докторская диссертация – «Гигиенические основы учебной деятельности и оценки здоровья школьников в зависимости от особенностей морфофункционального развития» - Москва, 1986 г.
Научный консультант и руководитель диссертаций

Доктора медицинских наук:

  1. Кузмичев Ю.Г. «Внутригрупповая изменчивость показателей морфофункционального развития и кровообращения школьников» – 1992 г. Н.Новгород.
  2. Якубова И.Ш. «Гигиеническое обосновании е системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях» – 2001 г. Санкт-Петербург.
  3. Богомолова Е.С. «Гигиеническое обоснование роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания» – 2010 г. Н.Новгород.
Кандидаты медицинских наук:

  1. Усанова Е.П. «Динамика состояния здоровья и утомляемость младших школьников в современных условиях обучения и быта» – 1976 г. Москва.
  2. Шулындина Л.В.. «Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе» – 1979 г. Москва.
  3. Чекалова Н.Г. «Состояние нервной системы детей дошкольного возраста с разными уровнями биологического развития» – 1983 г. Казань.
  4. Леонов А.В.. «Гигиеническое обоснование режима образовательных занятий в логопедических группах детского сада» – 1987 г. Москва.
  5. Маткивский Р.А. «Гигиеническая оптимизация режима обучения младших школьников в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития» – 1993 г. Н. Новгород.
  6. Богомолова Е.С. «Динамика внутригрупповой изменчивости показателей морфофункционального развития как критерий оценки здоровья школьников» – 1994 г. Н.Новгород.
  7. Якубова И.Ш. «Научное обоснование критериев санитарно-гигиенического благополучия дошкольного учреждения» – 1995 г. Н.Новгород.
  8. Черняева Т.К. « Гигиеническая оценка накопления тяжелых металлов в организме детей 7-10 лет крупного промышленного города» – 1995 г. Н.Новгород.
  9. Котова Н.В. « Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников» – 1996 г. Н.Новгород.
  10. Ашина М.В. «Эколого-гигиеническая оценка акустических нагрузок от автотранспорта и пути оптимизации шумового режима на примагистральных селитебных территориях крупного города» – 1997 г. Н.Новгород.
  11. Александрова И.Э. «Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии» – 1998 г. Н.Новгород.
  12. Бадеева Т.В. «Гигиеническая оценка реальных нагрузок канцерогенных веществ на население территориально-производственного комплекса химической промышленности» – 1998 г. Н.Новгород.
  13. Божатков Д.К. «Эколого-гигиеническая оценка микротерриторий жилой зоны промышленного центра по показателям здоровья населения и загрязнению атмосферного воздуха» - 1998 г. Н.Новгород.
  14. Покровский А.В. «Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи и оптимизация медицинского обеспечения её подготовки к службе в вооруженных силах России» – 1999 г. Н.Новгород.
  15. Дюдяков А.А. «Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий по укреплению здоровья допризывной молодежи в системе образовательных учреждений» – 2000 г. Н.Новгород.
  16. Емельянова Н.Н.. «Динамика роста и развития сельских школьников чувашей на рубеже ХХ и ХХI столетий» – 2000 г. Н.Новгород.
  17. Полоскина С.А. «Нарушения состояния здоровья диады мать-новорожденный в городе с нефтеперерабатывающей промышленностью» – 2000 г. Н.Новгород.
  18. Дышель С.Н. – «Обоснование системы мероприятий по оздоровлению и реабилитации детей в дошкольных образовательных учреждениях на территориях экологического риска» - 2001 г. - Н.Новгород
  19. Максименко Е.О. « Гигиеническое обеспечение готовности детей к обучению в школе» – 2002 г. Н.Новгород.
  20. Чиркунова О.В. «Гигиеническое обоснование мониторинга показателей здоровья населения и качества атмосферного воздуха на микротерриториях жилой зоны города» – 2002 г. Н.Новгород.
  21. Кувшинов М.В. «Гигиеническое обоснование факторов риска внутришкольной среды здоровью школьников на разных этапах обучения» – 2004 г. Н.Новгород.
  22. Павлычева Л.И.. «Состояние здоровья и пути совершенствования медицинского обеспечения старшеклассников лицеев естественно-научного профиля» – 2004 г. Н.Новгород.
  23. Рябинина Т.В. «Гигиеническое обоснование профилактических мероприятий в условиях профессионального контакта с пестицидами работников тепличных хозяйств» – 2005 г. Н.Новгород.
  24. Тарасова Н.И. «Йодная обеспеченность школьников и обоснование лечебно-профилактических мероприятий в образовательных учреждениях» – 2007 г. Н.Новгород.
  25. Карауловская Е.А. «Научное обоснование оптимизации условий труда диспетчеров на железнодорожном транспорте в системе безопасности движения поездов» – 2007 г. Н.Новгород.
  26. Бубнова Е.В. «Медико-социальное обеспечение подростков с хроническими заболеваниями, получающих начальное профессиональное образование» . – 2009 г. Москва.
  27. Назарова Л.В. «Динамика физического развития сельских школьников, проживающих на территориях с разной степенью выраженности йодного дефицита» – 2010 г. Н.Новгород.
  28. Богомолова Е.С. - доктор медицинских наук, профессор. Тема докторской диссертации: «Гигиеническое обоснование мониторинга роста и развития школьников в системе «здоровье – среда обитания» - 2010 г.
Научный консультант и руководитель диссертаций

Доктора медицинских наук:

  1. Бадеева Т.В. «Гигиеническое обоснование оценки факторов риска среды обитания в региональной системе мониторинга здоровья школьников» – выполняется.
Кандидаты медицинских наук:

  1. Курсеева О.А. «Гигиеническое обоснование организации здоровьесберегающей деятельности в школе» – 2007 г. Н.Новгород.
  2. Шапошникова М.В. «Функциональные резервы учащихся старших классов как критерий санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений» - 2011 г. Н.Новгород.
  3. Киселева А.С. «Гигиеническое обоснование оценки физического развития городских школьников в системе популяционного мониторинга» - 2014 г. Н.Новгород.
  4. Олюшина Е.А. «Гигиеническая оценка пищевого статуса городских школьников в системе «здоровье – среда обитания» - 2015 г.Н.Новгород.
  5. Писарева А.Н. «Особенности развития системы «здоровье школьников – среда обитания» в условиях крупного города» - выполняется.
  6. Миронова А.И. «Научное обоснование комплекса оздоровительно-реабилитационных мероприятий у школьников с гипердинамическим синдромом» - выполняется.
  7. Ковальчук С.Н. «Гигиеническое обоснование программы здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения с авторскими педагогическими технологиями» - выполняется.
Студенческий научный кружок
Научно-исследовательская работа студентов на кафедре гигиены имеет большую историю: большинство сотрудников кафедры – бывшие кружковцы (проф. д.м.н. Богомолова Е.С., доценты Леонов А.В., Литвинов Ю.А., Ашина М.В., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко Е.О., Шапошникова М.В.; ассистенты Киселева А.С., Ковальчук С.Н., Олюшина Е.А., Писарева А.Н.). Многие наши кружковцы являются сотрудниками других кафедр НижГМА: кафедры гигиены труда и коммунальной гигиены, кафедры эпидемиологии, кафедры патологической физиологии и др.

Научная работа студента имела и имеет свое продолжение во многих диссертационных работах и является частью научно – исследовательской работы кафедры.

Кружковцы (20-25 человек) являются студентами разных факультетов и обучаются по разным образовательным программам. Однако при взаимодействии друг с другом в рамках НИР они одинаково быстро, информационно насыщенно представляют актуальные проблемы экологии, образа жизни и деятельности человека (и в частности врача), предлагают и обосновывают, а иногда и участвуют в реализации различных здоровьесберегающих технологий в рамках НИР кафедры.

Результаты своих научно-исследовательских работ студенты представляют на студенческих сессиях, конференциях, иногда международных. После окончания курса гигиены на III курсе студенты продолжают активно свою научную деятельность и на следующих курсах, и после выхода из стен академии. То есть основы профилактической медицины, заложенные прочным фундаментом, являются одним их разделом деятельности врача.

Ответственный за НИРС кафедры – доцент кафедры гигиены к.м.н. Максименко Е.О.

Write Close
Close
Контакты
Mail
Phone