Психологическая поддержка

Как родитель может помочь гиперактивному ребенку с обучением в период карантина и вынужденной изоляции?

Практически каждый родитель знает как бывает тяжело усадить ребенка делать уроки. Но для родителей детей с диагнозом СДВГ задача становится практически непосильной. Подвижность, невнимательность, отвлекаемость, отличающие такого школьника, часто вызывают раздражение и растерянность у родителей.
Ребенок с СДВГ не может сохранить спокойную постоянную позу, непоседлив, ему трудно удерживать внимание на чем-либо одном. Избыточная двигательная активность в свой черед быстро приводит к утомлению, истощению которое может выражаться в рассеянности и невнимательности.
Гиперактивному ребенку трудно определиться, что сделать вначале, а что потом, сложно придерживаться заданного плана действий, у него не вырабатываются привычки проверить себя, что ведет к большому количеству ошибок.
Как же можно помочь таким детям и облегчить процесс обучения? Для этого необходимо соблюдать некоторые простые правила.

  • Обязательно соблюдайте режим дня! Составьте четкое расписание, повесьте его в комнате ребенка так, чтобы он всегда мог обратиться к нему. Вставать, обедать, делать уроки, отдыхать в одно и то же время, даже в выходные дни. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался; недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
  • По возможности придерживаться единой системы требований. Папа, мама и остальные родственники, живущие с ребенком, не должны противоречить друг другу в воспитании и пренебрегать установленными правилами относительно ребенка.
  • Можно выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  • Будьте последовательными в разговоре с ребенком, в просьбах к нему.
Выслушивайте ребенка, дайте возможность ему выговориться.
Гиперактивные дети очень чувствительны к похвале. Их нужно стараться чаще поддерживать, хвалить. Отказаться от выговоров и наказания (у таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук).
При разговоре старайтесь смотреть ребенку в глаза, чтобы быть уверенным, что ребенок вас слышит и слушает. Можно держать ребенка за руки.
Инструкции давайте короткие, пошаговые. Не давайте одновременно сразу нескольких указаний – только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить; задание не должно иметь сложной конструкции и состоять из нескольких звеньев. Не меняйте инструкцию в процессе выполнения!
По возможности, нужно снизить число возможных раздражителей и отвлечений в пространстве, где работает и живет ребенок (яркий узор на обоях, игрушки, лишние предметы на столе и т.п.).
Ребенку будет легче, если при выполнении домашней работы перед ним будет план действий:
1.Сесть;
2. Достать учебники и тетрадь;
3. Посмотреть задание.
4.Отмечайте галочками уже выполненные задания.
Нужно повысить эмоциональную значимость запоминаемого материала (сделать его интересным и увлекательным, приводить значимые для ребенка примеры) и мотивацию запоминания (использовать значимые для ребенка стимулы – прогулка, отдых, объятия родителей и т.п.)
Сократите объем заданий (контролировать не объем, а качество)
Постоянно повторяйте пройденный материал, возвращайтесь к значимым событиям, совместно подводите итоги.
Постарайтесь, чтобы обстановка в семье была по возможности комфортной, спокойной; это поможет уравновесить эмоциональный фон ребенка.