Психологическая поддержка

Медлительные дети. Как помочь справиться с трудностями обучения?


Медлительные дети - особая группа детей, школьные проблемы которых связаны с медленным темпом деятельности, не только интеллектуальной, а всей деятельности в целом. Это не болезнь и не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, связанная с особенностями организации нервных процессов.
Медлительные дети нерасторопны и неуклюжи, повсюду опаздывают и ничего не успевают, по словам взрослых, «их вечно надо подгонять». Поступление в школу создает для них дополнительные трудности: они самыми последними готовятся к уроку, не успевают выполнить весь объем классной работы, им не хватает времени, чтобы записать задание на дом, они подолгу, порой до позднего вечера, просиживают над домашними уроками, долго думают, медленно пишут, медленно читают. Они все делают медленно. Их часто и незаслуженно обвиняют в лени, в том, что они специально все делают на зло. Такие дети страдают от каждодневной спешки, испытывают из-за этого постоянное напряжение, нервничают, глубоко переживают свою невозможность все успеть, сделать вовремя, не опоздать, не отстать от других.
Как помочь медлительному ребенку справиться со школьными трудностями? Правила работы с медлительным ребенком помогут вам скорректировать и упростить процесс обучения.
По возможности не торопите ребенка, не напоминайте о его медлительности, не ругайте и не стыдите его за медленный темп деятельности.
Создайте условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Утром, при подготовке к урокам, важно рассчитывать время так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться и позавтракать спокойно, не торопясь. Для этого, возможно, придется раньше ложиться спать и раньше вставать.
Для медлительного ребенка очень важны привычные условия работы. Если у него есть собственный письменный стол, если он приступает к домашним заданиям всегда в одно и то же время, то его психике проще быстрее включиться в работу.
Медлительному ребенку трудно переключаться с одного вида работы на другой. Не нужно озадачивать его неожиданными вопросами, пока он занят предыдущим заданием.
Старайтесь избегать ситуаций, когда от ребенка нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос. Необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку.
Не работать на «скорость».
При выполнении домашних заданий с медлительными детьми не рекомендуется делать перерывы по время занятий по одному из предметов, поскольку заново включиться в работу ребенку будет сложно. Лучшая схема такова: позанимались математикой – отдохнули – начали заниматься письмом.
Подготовьте заранее темы, которые будут обсуждаться на уроке, чтобы ребенок легче и быстрее ориентировался.
Медлительные дети часто тревожны и, как следствие, не уверены в себе. Работайте только на "положительном подкреплении": при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький, успех подчеркните. Это будет самым лучшим стимулом для ребенка.
Оценивать не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
Дайте возможность ребенку настроиться перед выполнением домашнего задания. Можно его предупредить, что начнем через пятнадцать минут, приготовься.
Постарайтесь спланировать ваш день так, чтобы не торопиться, необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым.