ранее - Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА).
Основан в 1920 году.
Семинар для родителей в рамках проекта "Здоровое будущее" состоится 29 мая в 18.30. Тема: «Итоговый семинар: все вместе и что дальше?»
здоровое будущее
Пилотный проект Администрации Нижнего Новгорода и Приволжского исследовательского медицинского университета.
Команда проекта
Оксана Венедиктовна Баландина
руководитель проекта
Валерия Валерьевна Катунова
доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии ПИМУ
Насонова Ульяна Алексеевна
психолог, специалист по коррекции дисграфии, дислексии
Фалина Светлана Артемьевна
психолог
Божкова Елена Димитровна
психиатр, руководитель научного отдела ПИМУ.
Лебева Ольга Эдуардовна
психолог, специалист по детско-родительским отношениям, ведущая семинаров для родителей
Дворянинова Вероника Владимировна
врач-психиатр, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии
Медонова Марина Анатольевна
психолог
Тимохина Ольга Вячеславовна
психолог
Носкова Елена Михайловна
нейропсихолог
Учителям
В чем актуальность проекта?
Стойкая тенденция роста числа детей, имеющих трудности в обучении и нарушения адаптации.
По данным Института возрастной физиологии РАО, 40% детей, обучающихся в начальной школе, имеют выраженные трудности обучения.
Школьные трудности – самая сложная, волнующая и нерешенная проблема по данным 70% педагогов, родителей и школьных психологов

Для кого этот проект?
В проекте участвуют дети младшего школьного возраста (6-9 лет), обучающиеся в 1 и 2 классах общеобразовательных школах Нижнего Новгорода.
Наиболее эффективна ранняя помощь, оказываемая не позднее возраста 9 лет, когда нервная система ребенка достаточно пластична и дети еще не имеют длительного периода неуспешного обучения.

В чем задачи проекта?
  • выявление риска школьной дезадаптации учащегося;
  • внимание родителей к «тревожным симптомам» развития и поведения детей;
  • выявление факторов дезадаптации учащихся;
  • повышение социальной и личностной эффективности учащихся;
  • повышение школьной успеваемости учащихся.

Каковы признаки школьных трудностей ребенка?
Если учащийся:
- отвлекается на уроках;
- быстро устает;
- конфликтует со сверстниками, учителями;
- боится отвечать или теряется;
- не запоминает изученный материал и т.п.
Все эти состояния могут вызывать школьные трудности.

Как оценить риск школьной дезадаптации?
Причин школьной дезадаптации может быть много. Для их уточнения необходимо пройти профессиональную психологическую диагностику:
индивидуальных особенности адаптационного потенциала ребёнка глазами родителя;
интегральной оценки адаптационного потенциала ребёнка глазами учителя.

В чем состоит Ваше участие?
Заполните анкеты на учащихся Вашего класса, отметив их индивидуальными особенностями (ориентируйтесь на других детей класса).
Передайте заполненные анкеты организаторам Проекта.
Данные анкет будут проанализированы специалистами Университетского центра психологии и развития детей и предоставлены в виде индивидуальных и обобщенных рекомендаций.

Какую помощь получат учащиеся?
При необходимости учащиеся пройдут углубленную психологическую диагностику в Университетском центре психологии и развития, что поможет определить причины школьных трудностей у ребенка.
Учащиеся, нуждающиеся в помощи специалистов, будут обеспечены психологической помощью на базе Университетского центра:
  • сопровождение и коррекция;
  • индивидуальные и групповые занятия в течение 2,5 месяцев;
  • обучение стратегиям адаптивного поведения, саморегуляции, тренинги по развитию;
  • использование современных развивающих технологий.
Какую помощь получите Вы как педагог?
Для учителей 1-2 классов ведущими специалистами Университетского центра (психологи, логопеда, неврологи и др.) будет проведен цикл информационно-обучающих семинаров.
По результатам проекта буде составлен ряд методических рекомендаций по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению, рекомендации для родителей и учителей.
Родителям
Участие в проекте "Здоровое будущее" - это:
  • Уникальная возможность провести комплексную оценку индивидуальных психологических особенностей ребенка, выявить риск школьной дезадаптации, причины нарушений поведения.
  • Получить индивидуальные рекомендации от профессионалов – врачей и психологов по сопровождению школьного обучения Вашего ребенка.
  • Тренинги и семинары, которые помогут Вам лучше понимать своего ребенка, преодолевать конфликтные ситуации, подобрать правильные развивающие методики для ребенка.

Итоги проекта
  1. В девяти школах Нижнего Новгорода проведены родительские собрания
  2. Завершен скрининговый этап - раздали все анкеты для родителей и учителей.
  3. Подводим первые результаты анкетирования, сообщаем родителям, которые указали свой номер телефона результаты анкетирования и приглашаем в случае выявления нарушений в Университетский центр психологии и развития детей на подробную диагностику
  4. Родители самостоятельно активно записываются к нам на прием в Центр. С какими вопросами чаще всего приходится сталкиваться? - невнимательность, отсутствие мотивации, тревоги и переживания, связанные с учебой, конфликтные отношения со сверстниками, раздражительность, стеснительность, малообщительность
  5. С 6 ноября приглашаем ребят, которые нуждаются в психологической коррекции на занятия со специалистами. Напоминаем, что будут организованы и групповые и индивидуальные занятия.
  6. Запланированы первые семинары для родителей и учителей. Ждем родителей 10 ноября в Институте педиатрии ул. Семашко 22 в 10.00 на семинаре " Синдром гиперактивности дефицита внимания - взгляд психолога и врача". Для учителей семинар будет проведен 24 ноября.
23 марта проведен семинар для родителей, который посетили более 30 человек. Проведены индивидуальные консультации и углубленная диагностика детей, нейроразвивающие занятия, психологические группы.
В настоящее время в Университетском центре психологии и развития детей занимаются около 40 детей. Продолжается запись на диагностику школьных трудностей и на занятия в центр.
Специалисты Университетского центра психологии и развития детей ПИМУ - Баландина О.
В., Божкова Е.Д, Катунова В.В. приняли участие в семинаре "Организация инклюзивного образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями поведения", организованного ресурсной школой 1540 и Департаментом образования г. Москвы. В рамках проекта Здоровое будущее планируется внедрение лучших практик адаптации и инклюзии детей с школьными трудностями в работу учителей школ- участников проекта.
1 апреля специалисты Университетского центра психологии и развития детей ПИМУ провели семинар для представителей православных гимназий по вопросу школьной дезадаптации. Опыт проекта Здоровое будущее вызывает большой интерес среди учителей начальных школ. Комплексный подход, реализуемый Университетским центром является уникальным не только для города, но и для России в целом.

Специалисты ПИМУ готовы делиться своим опытом, планируется организация обучающих курсов для учителей и школьных психологов.

18 мая 2019 года в Университетском центре прошел семинар для родителей, чьи дети посещают развивающие занятия в рамках проекта "Здоровое будущее". На семинаре присутствовали психологи и врачи Центра. Родители получили информацию о том, как занимаются ребята, какие упражнения они могут выполнять дома, а также рекомендации для продолжения работы с другими специалистами. Многие родители позитивно оценили динамику изменений, происходящих с детьми - как в семье, так и в школе.
Полезные статьи и материалы
Начало школьного обучения
В жизни Вашего ребенка и всей вашей семьи наступил очень важный период – начало школьного обучения. Начались школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни.

В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений.

Интенсивность новых событий для ребенка в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться без родителей среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения.

В этот период формируется индивидуальный стиль учебной деятельности вашего ребенка, стиль поведения в классе, подготовки домашних заданий. Все это происходит очень быстро, одни события накладываются на другие, и не всегда взрослые, как учителя, так и родители, замечают сразу возникающие у ребенка затруднения. Однако возникающие затруднения сразу же влияют на дальнейший процесс приспособления к школьной жизни. Без своевременной помощи даже небольшая, на первый взгляд, проблема разрастается, как снежный ком.

Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха.

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Для того, чтобы Вы могли наиболее понимать цель и результаты исследования, представляем несколько важных понятий, лежащими в теоретической основе данного Проекта.

Стресс. Особая важность момента, количество изменений, происходящих в жизни ребенка, интенсивность событий, при которой невозможно ориентироваться на свой оптимальный и привычный ритм деятельности, присутствие сравнения с другими детьми, оценка успешности – это факторы, делающей поступление в школу стрессовой ситуацией для любого ребенка, независимо от уровня его подготовленности и зрелости.

В ответ на стресс активизируется сложная многоуровневая система адаптации как на физиологическом уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях. И этот процесс протекает в соответствии с общими закономерностями адаптации: если требования стрессовой ситуации не превышают индивидуальных возможностей приспособительного поведения ребенка, то в результате адаптационное равновесие достигается вновь, причем даже на более высоком уровне, возможности дальнейшего реагирования на стресс повышаются. Однако, если стресс выходит за рамки возможностей системы, может развиваться состояние динамического рассогласования, стрессовый синдром – сложная реакция, затрагивающая все уровни функционирования ребенка, приводящая в конечном итоге к серьезным нарушениям здоровья. Поэтому необходимо учитывать, что в начальный период школьной жизни организм ребенка работает в усиленном режим и часто на пределе своих возможностей.

Адаптация. Поступление ребенка в школу – это всегда вхождение в новую ситуацию, столкновение с новыми требованиями, освоение новых способов поведения. При встрече с новыми обстоятельствами должна произойти подстройка под них. Этот процесс называется адаптацией. В такие моменты у человека активизируются особые механизмы приспособления - адаптационные ресурсы, которые должны через изменение работы всех систем организма, перестройку поведения, как осознанную, так и неосознанную, а происходящую «на автомате», обеспечить выживание в новых условиях.

Адаптационный процесс проходит несколько стадий:

Первая – стадия тревоги. В ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, закономерно возникает повышение тревоги, в ответ включается механизм стрессового реагирования и на гормоны стресса организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (минимально две-три недели).

Вторая стадия – неустойчивая адаптация. В результате повышенной деятельности нервной системы все обменные процессы в организме усиливаются, в результате организм обретает возможность лучше приспособиться к стрессорам. Наступает период неустойчивой адаптации. На этих стадиях происходит нарушение предшествующего динамического равновесия в организме ребенка, все системы работают в напряженном режиме. Именно поэтому адаптация на первых порах неустойчивая, системы организма ребенка платят слишком большую цену за повышенный уровень обмена веществ и работу в авральном режиме. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому взрослым, и педагогам, и родителям, важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. Продолжительность периода может значительно различаться в зависимости от особенностей ребенка и конкретной ситуации.

Третья стадия – завершение острого адаптационного процесса. Необходимо помнить, что результат всей адаптационной работы организма, а значит и характер третьей стадии, может быть различным. Особое значение имеет протекание социально-психологической адаптации, то есть собственное восприятие ситуации ребенком. Если учащийся начинает справляться с учебным материалом, чувствует себя защищенным во время пребывания в школе, удовлетворен отношениями со сверстниками, то ситуация приобретает для него другой личностный смысл. Теперь он уже не относится к ситуации «я в школе» как к чрезвычайной, это теперь уже становиться для него привычной частью жизни. Ребенок как бы дает сигнал своему организму, что все нормально. Реакция тревоги стихает, а в ответ и системы организма перестают «подстегиваться», организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения, адаптация постепенно становится устойчивой. У кого-то из детей этот процесс занимает два-три месяца, а у кого-то и до года.

Однако если по каким-либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога сохраняется на высоком уровне или даже растет, то третьей стадией будет стадия истощения. Возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут приводить к нарушению здоровья ребенка.

Выраженность и особенности протекания адаптационного синдрома, интенсивность негативных физиологических сдвигов, уровень психологического напряжения зависит как от характеристик среды
(наполняемость класса, педагогический стиль педагога, тип программы и т.д.), так и от индивидуально-личностных особенностей конкретного ребенка (тип нервной системы, психофизиологическая зрелость, состояние физического, нервно-психического здоровья, уровень дошкольной подготовки, умение взаимодействовать как со взрослыми, так и с одноклассниками и т.д.), особенностей ситуации для данного ребенка (особенности поддержки в семье, наличие дополнительных стрессовых факторов и изменений в жизни ребенка одновременно с началом обучения).

Существует взаимосвязь успешности адаптации ребенка и его готовности к школе: чем выше готовность, тем легче приспособиться к началу школьного обучения.

Адаптационный синдром или школьный стресс может проявляться по-разному:
- в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождающийся плаксивостью, головной болью;
- сон может ухудшиться, стать более беспокойным, с трудностями засыпания и пробуждения,
- могут возникнуть выраженные изменения аппетита, как в сторону снижения, так и повышения;
- изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок становится раздражительным, обидчивым, находится в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так);
- могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания;
- адаптационный синдром может проявляться в виде негативизма (ребенок капризничает, отказывается выполнять требования взрослых, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками).

Взрослые, чаще всего, не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В капризах ребенка они видят в первую очередь проявление его невоспитанности или распущенности. Родители могут получить рекомендации «быть строже», педагоги пытаются «поставить на место» ребенка, который нарушает правила поведения. Подобные действия взрослых усиливают стрессовое давление на ребенка и, как правило, не дают результата, а могут даже способствовать усилению имеющихся проблем. В результате упускается время, благоприятное для коррекции, процесс адаптации затягивается, происходит дополнительное отягощение: у некоторых детей формируется позиция неуспешного ученика, они теряют желание учиться, снижается самооценка ребенка, у части детей утомление нарастает и в дальнейшем может возникнуть стойкое нарушение социального функционирования, ухудшается здоровье.

У детей, реагирующих по типу негативизма, возможно формирование непродуктивных и разрушительных поведенческих стереотипов, нарушение в сфере общения со сверстниками и, как следствие, также формирование выраженных форм нарушений нервно-психического здоровья.

Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями периода адаптации к школе, необходимо помнить:

У каждого ребенка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией.

В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. От того, насколько семья сможет понять специфику адаптационной ситуации своего ребенка, насколько помощь будет своевременной и соответствующей потребностям ребенка и ситуации, зависит эффективность этой помощи.

Для детей этого возраста родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также авторитетной фигурой в жизни ребенка. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи.

Семья и ее воздействие первичны по отношению к ребенку. Особенности семейной системы воспитания заключаются в ее всеобъемлющем целостном влиянии. Адаптация к школе как бы является проверкой эффективности предшествующего дошкольного периода детства, сложившейся системы взаимодействия в команде «ребенок – родители». Школьное обучение в первом классе может выявлять проблемные зоны команды, но влияние семейной ситуации на данном этапе больше, чем школьной. Поэтому большое значение приобретает поддержка родителей, правильно организованная, и взаимодействие с учителем.

Первые признаки проблем в процессе адаптации могут казаться взрослым незначительными и поэтому упускаться из виду. Внимание привлекают выраженные проблемы, а в это время некоторые неправильные действия или реакции становятся привычными и исправляются с большим трудом.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

Представляемый Проект является программой, позволяющим педагогам и родителям быстро сориентироваться в ситуации начальной школы, выявить проблемные моменты, на которых сосредоточить внимание для дополнительного наблюдения и помощи каждому ребенку. Это позволит разрешать затруднения до того, как они приобретают хронический характер.

Таким образом, цель Проекта – на основе проведенных обследований разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Все полученные в исследовании показатели объединены в блоки, представляющие собой те психологические особенности ребенка, которые в значительной мере определяют успешность школьной адаптации. При этом большинство свойств, входящих в эти блоки, описывается через позитивный полюс, раскрывая ресурсы адаптации у каждого ребенка. Такой подход позволит увидеть те сильные стороны учащихся, на которые необходимо опираться учителю в конкретном классе, выделить зоны наибольшего напряжения адаптации, характерные для конкретного ребенка, или общие для значительной части детей, и сосредоточить внимание всех взрослых участников учебного процесса (учителей, родителей, школьных психологов, медиков, методистов и администрации) на реальных потребностях конкретных детей. Это, в свою очередь, позволит решать проблемы адаптации до того, как они перерастают в нарушения здоровья.

Источник:
Даниленко О.В., Ковалева Г.С., Нурминская Н.В. Рекомендации для родителей по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе. – М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2010. – 54 с.
Внимание ребенка. Игры на развитие внимания
Причина многих школьных трудностей в отсутствии внимания. Невнимательность школьника – самая распространенная проблема.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание бывает двух видов – непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное дается нам с рождения, оно возникает само по себе, без усилий с нашей стороны. Что-то яркое, неожиданное, громкий или непривычный звук, необычные предметы и явления, - все это непроизвольно привлекает внимание и попадает в сознание ребенка без каких-то усилий.

Обучение же предполагает наличие произвольного внимания, когда школьник может сознательно направить внимание на решение той задачи, которая перед ним стоит сейчас. Не всякая деятельность школьника бывает новой, интересной и вызывает желание у ребенка. Но чтобы решить любую учебную задачу, необходимо привлечь волевые усилия, сосредоточиться на этой деятельности и удерживать внимание до решения задачи. Вот такое произвольное внимание и является основой любого обучения.

Произвольность внимания ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, и в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от игры ради выполнения какой-то определенной задачи или поручения взрослого.

Важно, что произвольное внимание не врожденное свойство, а приобретенное, и приобретается оно большей частью в старшем дошкольном детстве и младших классах школы.

Поэтому, задача родителей – приложить максимум усилий, чтобы развивать произвольное внимание ребенка в старшем дошкольном возрасте и в младших классах. Чем лучше развито произвольное внимание, тем лучше учится ребенок.

Делать это можно с помощью следующих игр:

1. Таблицы Шульте - таблица случайно расположенных чисел, обычно размером 5x5, 6x6, 7x7 и т.д. элементов и обычно состоит из цифр и букв.
Задача ребенка – за как можно меньшее время найти все цифры/буквы по порядку.

2. «Муха». Для игры понадобится квадратное поле 4x4 или 5x5 клеток. Их можно начертить на бумаге, нарисовать на доске, нарисовать мелом на асфальте. И Муха начинает летать по этому полю, но летает она только по заданному маршруту и этот маршрут задает взрослый. А Муху ребенок заменяет фишкой, пуговичкой, крышечкой и начинает передвигать фишку по маршруту. Например, Муха сидит в нижнем левом углу, Муха полетела на 2 клетки вправо, на одну вверх, на 1 влево, на 2 вверх. Где оказалась Муха? И с каждым разом Муха летает все дольше и дольше. Можно поле увеличить и сделать еще больше, например, 6 на 8 клеток, но это уже для учеников 2-4 класса.

3. Для развития внимания подойдут все игры на нахождение отличий по картинкам; нахождение того, что изменилось (что убрали, что исчезло).

4. Текст. ребенку дается любой текст, который не очень жалко испортить карандашом и предлагается за 1 минуту найти, зачеркнуть и посчитать все буквы Р (С, А, Е, Д) или слоги (МА, СО). Чуть позже, можно усложнить, предложив найти и отметить сразу 2 буквы, например, Н — зачеркнуть, а И — подчеркнуть. Буквы выбираются произвольно. В конце выполнения надо проверить правильность, т.е. посчитать самому и сверить результат. Не стоит выполнять это упражнение долго. 1-3 минуты вполне достаточно.
Планирование, организация уроков и дня ребенка
Особенности детей с СДВГ – неспособность планировать, отсутствие организационных навыков, непродуманность действий, неспособность контролировать свои эмоции.

Самое главное для таких детей – жесткий распорядок дня, четкое расписание, ритуалы занятий.

Без четкого распорядка дня в жизни ребенка и родителя возникает хаос.

Функция планирования целиком и полностью должна лежать на родителе, так как у ребенка область мозга, отвечающая за планирование и результаты своих действий (префронтальная кора) находится в стадии формирования.

Родителю важно составить расписание на каждый день (туда следует внести не только школьные занятия, но также внешкольные и время учения уроков) и повесить это расписание на видное место. Очень важно придерживаться написанного распорядка дня. Этим в жизнь ребенка вносится предсказуемость, определенность, также в его голове начинают формироваться новые нейронные связи – возникает привычка каждый день садиться за домашние задания в определенное время.

Цель в начальной школе для детей с СДВГ – удержать минимальный интерес к процессу обучения, не выработать стойкого отвращения к учебному процессу.

Для этого родителю важно определить период наибольшей работоспособности своего ребенка (путем наблюдения) и усаживать его за домашние задания именно в это время.

Учить уроки нужно не сразу после школы. Час-полтора ребенок должен отдохнуть. Желательно, чтобы отдых был активный, двигательный (прогулка – самый лучший вариант).

Внешняя дисциплина простаивает внутреннюю дисциплину. У ребенка должно быть место для учения уроков, свободный стол от посторонних вещей, все необходимое под рукой. Ноги должны стоять на полу, свет падать слева (для правшей, не слишком яркий). Задача взрослого – продумать все необходимые материалы, чтобы не искать ничего во время занятий.

Во время учения уроков убрать все отвлекающие факторы из комнаты ребенка – домашних животных, гаджеты, младших братьев/сестер. Следить, чтобы не было громко работающего телевизора/радио за стенкой. Все эти сторонние раздражители сильно отвлекают внимание ребенка, и с каждым разом ему становится все труднее и труднее сосредоточиться.

Важно понимать, что сам ребенок с диагнозом СДВГ не будет делать уроки, с ним надо сидеть, помогать ему, постоянно возвращать его внимание к предмету – твердо и неуклонно: «Итак, в задаче сказано….Ты остановился здесь… Давай вернемся….Уверена, ты справишься…»

Очень важна последовательность в выполнении уроков. Начинать нужно со сложного, пока мозг ребенка не утомлен. Максимально сложное делать в середине занятия. И заканчивать легким. Тогда у ребенка остается ощущение успешности. За сделанное хвалить, давать позитивную обратную связь.

Учитывая малую способность к концентрации внимания (максимум 10 минут), надо постоянно делать небольшие перерывы.

Устные предметы можно (и нужно) учить в движении. Не надо насильно усаживать ребенка и держать на одном месте, так как на фиксацию позы требуется много сил. Устные предметы, пересказы, стихи можно учить стоя, лежа, раскачиваясь на канате, прыгая по комнате на гимнастическом мяче и т.д. Детям с СДВГ очень нужно движение, постоянно.

Помнить о том, что ребенок не может пока управлять своей жизнью, управляющая функция лежит на родителях до тех пор, пока ребенок не сможет это сделать сам.

100% память. Эффективные приёмы запоминания
Ошибки, которые допускают родители, когда пытаются выучить с ребенком информацию:

1. Не используют ведущий канал восприятия ребенка (или используют не тот канал). Ребенок визуал лучше запоминает написанный текст, графики, картинки. Ребенок аудиал лучше запоминает информацию на слух. Ребенок кинестетик лучше запоминает информацию в движении или тогда, когда у него есть возможность перебирать что-то руками (карточки, например). Ведущий канал восприятия есть у всех, его надо правильно определить.

2. Занимаются зубрежкой, не знают приемов запоминания. У ребенка до 10 лет преобладает непроизвольная память, это значит, что он не может настроить свой мозг на заучивание.

3. Не было подготовительной работы с информацией – ребенку не объяснили непонятные термины, слова. Мозг не запоминает то, что не понимает, он не тратит свою энергию на то, чтобы запомнить то, что непонятно.

4. Не пользуются правилом повторения. Если информацию не повторять через определенные промежутки времени, она неизбежно забывается. То, что не используется часто, мозг не хранит.

5. Учат не в том месте, не в то время, не в том настроении. Если тело и мозг у ребенка перегружены, информация не запоминается. Уставший, голодный, больной ребенок информацию не запоминает. Связи формируются только тогда, когда ребенок сытый, отдохнувший и чувствует себя в безопасности.

6. Пренебрежение сном. Поздний отход ко сну не способствует переносу информации их краткосрочной памяти в долгосрочную. Гиппокамп (область мозга за это отвечающая) активизируется в начале ночи в стадии медленно волнового сна. Если ребенок пропустит эту стадию, на следующий день он может не извлечь из памяти то, что было выучено им накануне.

7. Не развивают ребенку специальными упражнениями память, внимание, интеллект. Чем лучше у ребенка развито внимание, память, чем выше у него скорость чтения, тем лучше у него успехи в учебе.

Методы запоминание иностранных слов:

Стикеры (вешаются перед глазами, не более 7 слов, постоянно меняются)

Карточки с написанным словом с одной стороны и переводом с другой

Методы запоминания стихотворений:

С помощью жестов – на каждую строчку придумываются жесты (как пантомима)

Запоминание текстов, параграфов:

Учим ребенка определять главную мысль текста, каждого параграфа и пересказывать не дословно, а своими словами.

Запоминание цифр/исторических дат:

Учим ребенка видеть в цифрах/датах алгебраические, геометрические прогрессии, последовательности чисел и т.д.

Придумываем на дату/цифру свою автобиографическую ассоциацию.

Все что можно, учим с помощью стишков, подключаем правое полушарие, ассоциации, образы, картинки. (Например, запоминаем последовательность падежей с помощью стишка – «Иван Родил Девчонку. Велел Тащить Пеленку». Получаются по первым буквам порядок падежей – И, Р, Д, В, Т, П.

В таблице умножения примеры учим с помощью стишков (Пятью пять – двадцать пять; Шестью шесть – тридцать шесть; Шесть на восемь – сорок восемь).

Навыки общения – активное слушание
Каждый из людей изначально способен испытывать чувства. Они говорят то, что в человеке действительно происходит. Рождаясь, ребенок не умеет еще пока говорить, логически мыслить, но он уже способен испытывать чувства – удовольствие (когда его базовые потребности удовлетворены) и неудовольствие, соответственно. По мере его взросления спектр испытываемых эмоций и чувств расширяется.

Существует прямая связь между тем, как дети чувствуют и как они себя ведут. Когда дети чувствуют себя хорошо, они ведут себя хорошо.

Как можно помочь ребенку чувствовать себя хорошо? Принимая его чувства!

Проблема состоит в том, что родители обычно не понимают чувства своих детей. Например: «Ты на самом деле чувствуешь совсем другое», «Ты говоришь это, потому что ты устал», «Нет никакой причины, чтобы так расстраиваться».

Постоянное отрицание чувств может сбить ребенка с толка и рассердить его. Это также учит его не понимать свои чувства и не доверять им. Как родители могут не признавать чувства своего ребенка:

С помощью:

1. Отрицания чувств: «Нет никакой причины так расстраиваться. Глупо испытывать подобные чувства. Не может быть все так плохо, как ты описываешь».

2. Философского ответа: «Слушай, жизнь именно такая. Не всегда все происходит так, как мы этого хотим. Тебе надо научиться относиться к таким вещам спокойно. Ничто не идеально в этом мире».

3. Советов: «Знаешь, что я думаю, тебе надо сделать? Завтра утром сделай то-то и то-то».

4. Вопросов: «Что ты такого сделал/сказал, что учитель накричал на тебя?»



5. Защиты другого человека: «Я понимаю реакцию твоего друга/твоей учительницы… У него, наверное, произошли неприятности/много работы…».

6. Жалости: «Бедняжка…».

7. Попытки психоанализа: «Ты себя так чувствуешь, потому что в детстве….»

Все вышеперечисленные реакции раздражают детей и не способствуют облегчению их состояния.

Чтобы помочь ребенку разобраться в своих чувствах, нужно развить в себе навык активного слушания. Дело в том, что слова сопереживания не приходят родителям в голову естественным образом. Это не их «родной язык». Большинство из нас выросло в обстановке отрицания чувств. Чтобы овладеть этим новым языком одобрения, нужно узнать его приемы и поупражняться в них.

Этапы активного слушания:

1. Повторить содержание слов ребенка: «Все, надоело! Зачем нужна эта школа?» - «Тебе надоело. Ты считаешь, что школа не нужна».

2. Перефразировать содержание слов ребенка: «Ты больше не хочешь ходить в школу».

3. Отразить его чувства. Это сложно —выслушать детские излияния, а затем «назвать чувство». Нужны практика и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определить, что он или она может испытывать. Кроме того, очень важно дать ребенку запас слов для описания его внутренней реальности. Как только у него появятся слова для обозначения чувства, он сможет помочь себе сам. Вопросы, которые могут здесь помочь:

1) каким словом или несколькими словами вы могли бы описать то, что чувствует ребенок?

2) какой фразой вы могли бы показать, что понимаете его чувство?

«Я хочу его ударить!» - «Сынок, похоже, что ты сильно злишься на него».

4. Перефразировать слова ребенка и отразить чувства: «Ты не хочешь с ним общаться, ты злишься на него».

Как только взрослые готовы по-настоящему выслушать ребенка, признать его внутреннюю боль и дать ему возможность рассказать больше о том, что его волнует, он начинает чувствовать себя менее расстроенным, менее озадаченным, способным справиться со своими чувствами и своей проблемой. После этого он может помочь себе сам, если кто-то готов его выслушивать и сопереживать. Именно негативные эмоции требуют навыка активного слушания. Вот где надо постараться преодолеть старый соблазн проигнорировать, отвергнуть, заняться нравоучением и прочее.

Активное слушание невозможно без того, чтобы сначала по-настоящему выслушать ребенка.

Что значит выслушать по-настоящему?

Родитель слушает по-настоящему, когда забывает о своем внутреннем диалоге и просто слушает то, что говорит ребенок со своей точки зрения. Слушает так, как если бы его слова были самым главным на земле, ему нужно уловить каждое. Он не интерпретирует, не анализирует, а просто слушает.

По-настоящему слушая ребенка, можно очень мощным образом дать ребенку почувствовать себя особенным, ощутить ваш интерес. Он будут все больше и больше открываться. Ему будет гораздо легче рассказать о своих неприятностях. Отвечать что-то даже необязательно. Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку. Самая главная трудность – изменить свое мышление с «как мне все исправить» на «как мне помочь своим детям, чтобы они справились самостоятельно».

Но гораздо важнее, чем все слова, наше отношение. Если мы не относимся к детям с сочувствием, то, что бы мы ни говорили, ребенок будет ощущать, что мы обманываем его или манипулируем им. Только когда наши слова пронизаны искренним сопереживанием, мы разговариваем напрямую с сердцем ребенка.

Многие родители боятся, что если они будут принимать все чувства своего ребенка, не появится ли у него мысль, что он может делать что угодно? Никто не хочет быть все позволяющим родителем.

Подход активного слушания – это подход, позволяющий только в плане того, что все чувства дозволяются. Например: «Я вижу, что тебе очень весело делать узоры на масле вилкой».

Но это не означает, что родители должны разрешать ребенку вести себя недопустимым для них образом. Чувства признаются ВСЕ, а на поведение ставятся границы. Отодвинув в сторону масло, можно сказать юному художнику: «Масло не для игр. Если хочешь делать узоры, можешь использовать свой пластилин».

Когда принимаются чувства детей, они легче воспринимают границы, которые родители для них устанавливают!

Иметь дело с чувствами — это большое искусство, а не наука. Однако этим искусством можно овладеть. Через какое-то время родители начинают чувствовать, что подходит конкретно их ребенку, а что нет. С практикой они открывают, что его раздражает и успокаивает, что создает дистанцию и способствует тесным отношениям, что ранит и что лечит. Ничто не может заменить вашу собственную восприимчивость.
Уважительные способы установления границ
Устанавливать границы поведения – это очень важная функция семьи, задача родителей. Нельзя эту функцию перекладывать на садик или школу. Правилам поведения ребенка должны учить именно родители.

В каких областях ребенку важно установить границы:

Прежде всего, это должны быть границы физической безопасности – «Нельзя перебегать через дорогу, трогать горячий чайник» и т.д.

Во вторых, важно научить ребенка жить в обществе, обучить его социальным нормам поведения.

В-третьих, научить ребенка учитывать желания и потребности других людей.

Границы обязательно должны быть, в них ребенок чувствует себя в безопасности, а без них воспитание превращается во вседозволенность.

Важно сказать, что каждый ребенок рождается «дважды» не готовым к взрослой жизни.

Первая неготовность – это его физическое несоответствие. Без должного ухода и заботы со стороны взрослого человека ни один ребенок не выживет.

Вторая неготовность – это гигантское социальное несоответствие. Ни один ребенок не рождается на свет, знающий нормы поведения и умеющий должным образом вести себя в обществе.

С первым пунктом обычно проблем не возникает. Подавляющее большинство родителей понимают, что без них ребенок не справиться и ухаживают за ним, кормят, охраняют, переодевают, словом, заботятся и охраняют жизнь.

Проблемы у родителей чаще всего возникают именно со вторым пунктом.

Это проявляется тогда, когда взрослые проецируют свое понимание реальности на ребенка и думают, что ребенок понимает эту реальность точно так же, как они. В этом заключается большая ошибка

Взрослому важно знать, что ни умение вести себя в обществе, ни нормы культурного поведения, ни правила приличия, ни этические нормы не передаются по наследству. Это все – «содержательная начинка» нашей психики, которая приобретается в процессе жизни. В этих вещах ребенок – чистый лист. В начале своей жизни он не знает, что нехорошо отнимать у других игрушки, нельзя кидаться песком, ходить по клумбе, что надо здороваться и говорить «спасибо», нельзя рисовать на обоях и так далее.

Для взрослых, все эти нормы давно стали привычными, потому что всем этим правилам мы очень давно научились (именно научились, мы с ними не родились). Взрослые уже не помнят себя в детстве. То, что для взрослого естественно и привычно, для ребенка совершенно не известно.

Очень важный момент состоит в том, что социальные нормы усваиваются детьми гораздо сложнее и медленнее, чем нормы безопасности. Социальные нормы не затрагивают инстинкт самосохранения (который тут же включается, стоит ребенку обжечься, больно упасть, прищемить руку, чтобы туда больше не ходить). Как биологическому существу (что представляет собой маленький ребенок), социальные нормы ему самому вообще не нужны, плюс еще неразвитость мозга, кратковременная память – все это делает процесс обучения непростым. Здесь важно набраться очень много терпения, если мы хотим вырастить ребенка, умеющего вести себя в обществе, и на протяжении многих лет обучать, обучать, обучать.

Само слово «Дисциплина» переводится с греческого языка как «обучение». То есть хорошо дисциплинированный ребенок – это хорошо обученный ребенок.

Один из очень хороших способов, как привить ребенку нормы поведения заключается в том, чтобы регулярно читать ребенку сказки (сказкотерапия), которые дети понимают и обожают. Когда возникает какая-то проблема или сложность (например, ребенок не здоровается, или забирает у других детей игрушки) – можно найти сказку на эту тему, где медвежонок не здоровался и что дальше было, и как он научился здороваться, и как ему стало хорошо и т.д., и много - много раз читать эту сказку ребенку. Потом обязательно хвалить ребенка и давать ему позитивную обратную связь в тех ситуациях, когда он социально ведет себя правильно.

Самим родителям очень важно быть достойным примером, потому что дети нас копируют. Хотим, чтобы дети не кричали – надо разговаривать с ними спокойным голосом, хотим, чтобы дети были вежливые – сами должны быть с ними вежливыми, говорить слова «Спасибо» и «Пожалуйста».

Помимо этого, ребенку очень важно показывать, как надо, прямо ПРОИГРЫВАТЬ с ним разные ситуации много раз.

Именно родители ответственны за то, чтобы ребенок был социально адаптирован. Если этого не сделать, то, придя в детский коллектив, он столкнется со сложностями, так как его не обучили законам, по которым существует жизнь в обществе. Процесс этот непростой, надо запастись терпением и пониманием.

То есть первый уважительный способ установления границ – это обучение. Причем, проводится оно должно в мирное время, когда нет конфликтной ситуации.

Существует много неэффективных и неуважительных способов установления границ. К ним относятся угрозы, споры, наказания, крик, лекции, игнорирование, торговля, подкуп. Ребенок в этих случаях ничему не учится, а только испытывает эмоциональную или физическую боль.

Вторым способом, как можно установить границы уважительным способом являются ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ.

Последствия бывают естественные и логические.

Естественные последствия прямым образом вытекают из поведения ребенка (не послушался и дотронулся до горячего чайника – обжегся; не принес в школу тетрадку с домашним заданием, получил двойку и т.д.). Не всегда естественные последствия можно применить. Они не применяются, когда есть угроза здоровью и жизни ребенка.

Когда нельзя применить естественные последствия, на помощь приходят логические последствия. Это то, что привносится в жизнь ребенка взрослыми. Например: безответственно относишься к особому праву (например, гулять после школы и приходить к определенному часу) – временно утрачиваешь это право. Здесь ребенок должен знать о последствиях заранее, взрослые должны сказать ему об этом. Тогда переживаемые последствия – это не наказание, а его собственный выбор, что очень важно.

Важно, чтобы логические последствия были безотлагательными, были связаны с ситуацией, за одну и ту же провинность были одни и те же.

Последствия – это уроки жизни, которые учат детей самостоятельности, ответственности, доверию взрослым и их словам.

Навыки эффективного общения – родители в фокусе внимания
Мышление ребенка очень конкретное. Родителям, разговаривая с ребенком, желательно также говорить конкретно, не обобщая свои пожелания от него и проговаривать свои чувства.

Что родители обычно говорят ребенку, когда недовольны его поведением или поступком? «Ты опять опоздала», «Ты не сделал, то, о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Все эти высказывания объединяет то, что они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Ты-сообщениями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу ребенок начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы ребенок нас услышал, поможет использование Я-сообщений.

Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Ты-сообщение, можно преподнести человеку по-другому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает в поведении другого человека. Желательно никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда опаздывают…». Желательно, чтобы предложение с описанием факта было безличным.

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Ты-сообщение «Ты я прошу что-то, и ты не делаешь» можно заменить на Я-сообщение «Когда не делают то, что я прошу, я расстраиваюсь, потому что думаю, что меня игнорируют. Я была бы рада, если бы на мои просьбы откликались сразу».

Использование техники Я-сообщений требует некоторого опыта, поскольку не всегда можно быстро сориентироваться и перестроить фразу, однако со временем это будет получаться все лучше и лучше. Техника Я-сообщений не заставляет ребенка защищаться, она, напротив, приглашает его к диалогу, дает возможность высказать свое мнение и оставляет обоим участникам диалога поле для маневров.

Когда родители проговаривают свои чувства ребенку, ребенок учится сообщать о своих чувствах, что очень важно, так как это развивает его речевые и коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект.

Растить гиперактивного ребенка – очень непростая задача, требующая много сил, поэтому родителям (особенно маме) важно заботиться о себе, уделять время своему отдыху, периодически переключаясь на что-то другое.



Отзывы
Оставить отзыв
Отправляя обращение, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку персональных данных
Электронная почта
Прикрепить файл
Контакты
Университетский центр психологии и развития детей ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Адрес: г. Нижний Новгород. Ул. Семашко, д. 22, Институт педиатрии
Телефон: 8(831) 422-13-94

Write Close
Close
Контакты
Mail
Phone
Left
Right